О том, как развивается игра на балалайке, мы узнали у настоящих профессионалов.
Российская оперная певица, талантливая девушка и солистка оперной труппы Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г. Цыдынжапова, Ольга Жигмитова рассказала нам о своем отношении к народному музыкальному инструменту:
- Балалайка – это один из символов нашей страны. Я очень люблю звучание русских народных инструментов, а балалайка особенно трепетна и по особому трогает душу. Как в известной песне на стихи Александра Матвеева о России: "Это имя на веки, даровано Богом, в нем и мудрость и сила, и светлая грусть, ты по жизни шагаешь особой дорогой, Мать народов Россия, Великая Русь!". Так вот именно "светлую грусть" выразить способна именно балалайка. На самом деле очень хочется, чтобы государство ответственно поддерживало этот жанр, который напрямую несёт честь нашей Страны России и выражает весь смысл, всю глубину и великое терпение нашего народа, - делится Ольга.
Заведующий кафедрой народных инструментов во ВСГИК, Владислав Федорович Мусихин рассказал нам о проблемах народного творчества:
- Несколько лет назад была большая конкуренция между музыкальными учреждениями. Тогда были достойные заработные платы, учителя получали по 40-50 тысяч и для учеников был стимул учиться русским народным инструментам. На данный момент, у нас нехватка студентов, занимающихся этим видом искусства, в том числе и балалаечников.
- Зато, если студенты приходят к нам учиться, то из большой любви к балалайке, значит, где-то кто-то вдохновил или направили родители, что тоже немаловажно. Очень печально наблюдать, как исчезает популяризация народного творчества со стороны государства. Само отношение к народной музыке изменилось. Осталось малое количество коллективов, занимающихся народной музыкой. Раньше можно было слышать инструменты народного творчества по радио или телевизору, сейчас такого нет, - делится Владислав Федорович.
- Даже когда к нам приходят студенты из других кафедр, они вообще не имеют понятия, что такое русский народный инструмент. Они задают вопросы, чем отличается баян от аккордеона. Конечно, о популяризации народных инструментах не везде можно сказать, что ее нет. Например, недавно я был в Иркутске, на международном конкурсе «Народный инструмент», там были такие талантливые дети с Усть-Илимска. Они чудесно справлялись с балалайкой, любой взрослый может позавидовать такой игре, – продолжает Владислав Федорович.
Преподаватель детской школы искусств №4, Андрей Игнатьевич Алексеев – учитель, которого очень любят дети, рассказал, почему начал заниматься балалайкой:
- Я занимаюсь народными инструментами с 12 лет. Помню, как любил ходить в музыкальную школу. Поначалу занимался на баяне, потом открыл для себя более интересный и необычный инструмент - балалайку. Она сразу стала для меня незаменимой. Сейчас у меня 10 учеников, все очень способные. Помимо того я руковожу двумя оркестрами. Из известных балалаечников у меня учились Екатерина Васильева и Василий Сердюков. К сожалению, в день балалайки у нас с учениками ничего не запланировано. Все дети сейчас на каникулах, но я их обязательно поздравлю.
Директор, художественный руководитель, заслуженный деятель искусств РБ и РФ, Осипов Николай Борисович рассказал нам о своих вариантах выхода из ситуации спада популярности народных инструментов.
- Проблема спада изучения русских народных инструментов связана с тем, что сейчас другие ценности, интересы. Раньше люди проводили свой досуг, играя на различных инструментах. Это было популярно. Сейчас только отдельные люди занимаются ради своего удовольствия. Игра на балалайке – сложный процесс, нужно долго и упорно учиться. Зато никакое другое занятие не развивает так чувство патриотизма, как балалайка. Она душа русского народа.
- Решением этой проблемы я вижу, если праздник сделают более масштабным. Может, хотя бы в этот день ежегодно будут проводиться бесплатные мастер-классы, как мы проводили несколько лет назад. Я думаю, если бы пригласили Алексея Архиповского, то собрался бы приличный зал. На балалайке он творит чудеса и своей игрой способен вдохновить любого слушателя.