Авторы публикаций обрушиваются с резкой и необоснованной критикой в его адрес, как говорится, бросают тень на плетень. Но при этом почему-то в стороне остаются такие важнейшие проблемы, как жесточайшая, пожары, которые являются его прямым следствием, наблюдавшиеся в последние годы в Бурятии, и повлекшие за собой неурожай, а вместе с ним и другие отрицательные моменты. И потому сами собой напрашиваются вопросы: Почему авторы подобных статей не обращают своё внимание на эти проблемы, которые и стали тем непреодолимым препятствием для дальнейшего развития сельского хозяйства в Бурятии? Кому выгодны подобные инсинуации, ведь даже несведущему человеку становится понятным то, что засуха, пожары, град и другие факторы сводят на нет все усилия сельхозтоваропроизводителей? А между тем, агропромышленный комплекс Бурятии, даже при столь неблагоприятных условиях продолжает планомерную работу, тут и там на просторах республики появляются новые крепкие хозяйства, чему в немалой степени способствует и растущая из года в год государственная поддержка аграриев РБ.
В Бурятии совсем другие погодные условия
Для начала нужно отметить то, что согласно методике оценки эффективности реализации госпрограмм государственная программа «Развитие АПК и сельских территорий в РБ» в 2016 году была признана недостаточно эффективной вследствие невыполнения четырёх индикаторов из 48 доведённых. К ним относятся: уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций, объём инвестиций в агропромышленном комплексе, производство зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий, производство молока в хозяйствах всех категорий.
- Но при этом Минсельхозпрод РБ исполнил львиную долю показателей, и при том довольно уверенно, а, вот, невыполнение перечисленных индикаторов напрямую зависит от сложившихся обстоятельств непреодолимой силы вызвавшей, в свою очередь, чрезвычайную ситуацию в нашей республике, причиной которому стала почвенная засуха, - говорит Анна Ванчугова, начальник отдела экономики Минсельхозпрода РБ. – Ведь документально подтверждённые форс-мажорные обстоятельства являются основанием для корректировки плановых значений в законе РБ «О программе социально-экономического развития РБ на период до 2020 года», и учитываются при мониторинге показателей социально-экономического развития РБ.
Кроме этого, распоряжением Правительства РФ от 26-го мая этого годанаша республика освобождена от применения мер ответственности за невыполнение показателей результативности вследствие введения на территории РБ режима ЧС.
По её словам, некорректным является и проведение анализа в части сопоставления текущей ситуации агропромышленного комплекса с уровнем 2012 года - единственным годом за последние пять лет, в котором не была зафиксирована почвенная засуха, со среднероссийскими показателями. Так как именно за 2013-2016 годы ситуация в агропромышленном комплексе региона, «благодаря» погоде,измениласьдалеко не в лучшую сторону.
- Осложнённые неблагоприятные погодные условия, череда засушливых лет, недостаточная кормовая база, снижение питательной ценности кормов, резкое снижение объёмов кредитования отрасли коммерческими банками и продиктовали необходимость внесения корректировок в долгосрочную инвестиционную программу, что отразилось на снижении по объективным причинам ряда показателей текущего периода к уровню 2012 года. Одновременно с этим, методика оценки реализации госпрограмм предусматривает степень достижения показателей только за отчётный год, а не за пятилетний период.
Ну а по поводу вопроса по соответствию среднероссийским показателям продуктивности по надою молока на одну корову, урожайности зерновых культур скажу, что развитие молочного скотоводства согласно методике Минсельхоза России не является приоритетным направлением для республики, так что говорить о снижении во всех категориях хозяйств надоя молока на одну корову, поголовья коров молочной породы и объёма производства молока, не совсем корректно. Ведь даже не имея приоритета в этом вопросе на полках наших магазинов и крупных торговых сетей ТГ «Абсолют»и ГК «Титан» присутствует молочная продукция местных товаропроизводителей. А это говорит о многом, - подчеркнула Ванчугова.
По её мнению, выходом из данной ситуации стал бы такой шаг, как рассмотрение возможности внесения изменений в утверждённую Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 №500, предусмотрев влияние обстоятельств непреодолимой силы на достижение индикаторов реализуемых программ. Эти меры позволят дать наиболее объективную оценку эффективности реализации госпрограмм, уверены в Минсельхозпроде РБ.
Производительность труда аграриев растёт
Между тем, для Бурятии приоритетными направлениями являются: развитие племенного животноводства; развитие элитного семеноводства; поддержка многолетних насаждений; поддержка производства шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец; поддержка мясного скотоводства; поддержка мясного табунного коневодства; поддержка овцеводства и козоводства; поддержка производства кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; страхование в области растениеводства; страхование в области животноводства; поддержка фермерских хозяйств; поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.
- Ведь именно Перечень приоритетных направлений и является неотъемлемой частью соглашений, заключаемых с Минсельхозом России о предоставлении средств федерального бюджета субъекту РФ и госпрограмме «Развитие АПК и сельских территорий в РБ», - В целом же показатели эффективности реализации программных мероприятий в 2016 году сложились выше уровня 2015 года. Так, производство продукции сельского хозяйства на один рубль господдержки из бюджетов России и Бурятии составил 23 рубля 89 копеек, что выше показателей 2015 года на 10%, а производительность труда на одного работающего в год составила 433 тысячу рублей, хотя в 2015 году этот показатель был ниже на целых 30 тысяч рублей, -отметила Анна Ванчугова.
Пресс-служба Минсельхозпрода РБ