Свою поездку в соседнее с Бурятией Приангарье народные избранники анонсировали ещё 16 июня. На заседании межфракционной рабочей группы «Байкал» они обсудили ограничения, связанные с водоохранной зоной.
Напомним, распоряжение о новых «охранных границах» российское правительство утвердило два года назад. Если раньше они составляли 200 метров, то с принятием документа расширились до 60, а где-то – и до 80 километров. В пределах этой обширной зоны, которая фактически совпала с центральной экологической, действует ряд запретов. Например, обустраивать общественные туалеты и мусорные полигоны население прибрежных сёл не имеет права. Запрещается заготавливать древесину и даже хоронить умерших. К слову, не только жизнь, но и отдых на берегу озера теперь вышел за рамки закона. Так, передвигаться на транспорте можно лишь по дорогам с твёрдым покрытием, а оставлять автомобили разрешается только в специально оборудованных для этого местах. В противном случае – штраф. Эти запреты фактически ставят крест на «диком» туризме.
В искусственной резервации оказались жители Бурятии и Иркутской области. Последние во время «прямой линии» с президентом страны 15 июня рассказали Владимиру Путину о трудностях, с которыми им ежедневно приходится сталкиваться из-за ограничений. Глава государства пообещал помочь в решении вопроса. А на минувшей неделе он поручил руководству обоих регионов скорректировать границы водоохранной зоны Байкала. И определил срок – до 1 марта 2018 года.
«Разогнать паровоз»
Как сообщала «Парламентская газета», госдумовцы решили подключиться в проблеме и предложили подготовить предложения по изменению в законодательство в тесном взаимодействии с региональными коллегами и органами исполнительной власти, а также в диалоге с обществом и экологами.
- Нам надо начать работу с анализа того, что делают наши регионы: вполне вероятно, что этот процесс идёт не через Думу, а через правительство, через министерства – это могут быть не только законы, но и подзаконные акты, – отметил один из докладчиков. – Нам надо весь этот массив собрать в кучу, проанализировать, а потом уже принимать решения, что с этим делать и какие предложения вносить.
Депутаты договорились устроить «мозговой штурм» и подготовить конкретные предложения до 20 июня. В своём выступлении председатель межфракционной группы Сергей Тен подтвердил, что на Ольхоне нет нормальной дороги и потому ездить приходится «по степи». При этом из-за существующих ограничений местное население не может элементарно выйти в лес или выпасти скот.
- Вот об этом есть смысл подробно и развёрнуто поговорить и людей послушать в Иркутске, – предложил Тен. – Им нужна конкретика. Мы можем обо всём разговаривать, но если люди не увидят конкретных результатов, мы очень быстро дискредитируем свою работу. Сейчас надо паровоз разогнать, чтобы мы встали на рельсы и начали куда-то двигаться.
Группа особого назначения
Депутаты, как и ожидалось, прибыли в Иркутск в понедельник, 26 июня, однако Сергея Тена и Михаила Щапова, представляющих Приангарье, среди них не было. На заседании председательствовал их коллега Андрей Чернышёв, избранный в Госдуму от Братска и северных районов Иркутской области. Позже подтянулись и другие депутаты – глава комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев и Алексей Красноштанов, сообщает сайт «Тайга.Инфо».
В повестке значились два вопроса. Это презентация межфракционной группы для депутатов заксобрания Иркутской области и чиновников, а также отчёт о положении дел с проектом программы «Байкал: великое озеро великой страны».
Открывая заседание, Андрей Чернышев напомнил историю межфракционной группы. Он сразу предупредил, что на мероприятие, которое позиционировалось как исключительно важное для трёх регионов событие, отведено всего полтора часа. Каждому оратору давалось не более пяти минут. Уже по этим рамкам было понятно: выступающим придётся приложить исключительные усилия, чтобы потом не было мучительно больно за напрасно потраченное время, пишет «Тайга.Инфо».
Председатель заксобрания Приангарья Сергей Брилка поприветствовал всех присутствующих и, не откладывая дело в долгий ящик, перешёл от надежд, связанных с программой «Великое озеро», к разочарованию, которое испытывают региональные власти в связи с отсутствием средств на его защиту и ограничениями, наложенными законом на хозяйственную деятельность на берегу Байкала.
- Вокруг Байкала находятся 200 поселений, там веками живут люди. А закон им запрещает практически всё, – заявил Брилка. – Мы рассчитываем на наших депутатов, на поддержку президента. Надеемся, что экологи не будут торпедировать буквально все наши предложения. Человек на Байкале жил, живёт и будет жить. Желаю всем участникам совещания новых предложений, которые помогут сохранить озеро и развивать экономику.
Андрей Чернышев напомнил, что первая задача межфракционной группы – сформировать план работы на ближайший год. По предложению депутата от Забайкальского края Василины Кулиевой в первом квартале 2018 года приняли решение провести выездное заседание в Чите. На нём будут обсуждать сбор и утилизацию бытовых отходов. В Бурятию парламентарии собираются в третьем квартале 2017 года, но республиканские власти ещё не определились с темой. Это и неудивительно, отмечает «Тайга.Инфо», ведь в сентябре пройдут выборы главы республики и «временному» руководителю региона Алексею Цыденову приходится думать в первую очередь именно об этом.
Не место для дискуссий?
Напомним, о создании программы «Байкал: великое озеро великой страны» стало известно минувшей осенью. Этот проект обсуждался на заседании президиума Совета по стратегическому развитию. Он был инициирован представительством «Деловой России» в Иркутской области и доработан аппаратом Белого дома и аналитическим центром при правительстве России. Сообщалось, что цель наработок – объединить все действующие программы по озеру с целью «эколого-ориентированного экономического развития» трёх байкальских регионов – Бурятии, Иркутской области и Забайкалья.
Инициаторы проекта выступили и с конкретными предложениями. Во-первых, создать в прибрежной зоне и акватории Байкала современную инфраструктуру по сбору и переработке отходов. Во-вторых, провести реконструкцию очистных сооружений близ крупнейших источников загрязнений. А ещё – наладить систему сбора нефтяных разливов и сточных вод для судов, запретить использование моющих средств с фосфатами в прибрежных населённых пунктах и даже создать на Байкале международный центр прикладных экологических исследований и разработок. Инициатива предполагала и ряд инфраструктурных проектов, включая реконструкцию портов и мостов. По поручению президента страны Бурятия должна была разработать паспорт новой программы на своей территории. Республика направила свои предложения в Минприроды России. В списке значилось почти 200 пунктов на 318 миллиардов рублей. Иркутяне «накидали» федеральным властям инициатив на 139 миллиардов. Но в апреле выяснилось, что из амбициозного проекта «вычеркнули» всю экономику, инфраструктуру и туризм, сделав акцент на экологии. Название программы федералы тоже упросили, поменяв его на «Уникальный Байкал».
Председатель клуба «Байкальские стратегии» Роман Ищенко начал своё выступление с исторической справки, охватывающей период с 17 по 21 век. Он рассмотрел три волны освоения Байкальской территории: полный беспредел в рамках ресурсного подхода с момента прихода России на Байкал и до распада СССР, а затем – «запретительный» период, когда действовало табу на всю хозяйственную деятельность. Теперь маятник вроде бы качнулся обратно. И если не выселять людей с берегов озера, то надо вернуться к экономическому освоению и найти некий путь «по канату», не свалившись ни в полный экологический экстремизм, ни в тотальное освоение всего и вся, заявил Роман Ищенко.
В качестве образца правильного подхода к использованию таких уникальных водных объектов глава «Байкальских стратегий» привел совместные действия США и Канады на берегах Великих озёр. Если верить докладчику, в этом регионе построена «зелёная экономика» и весь бизнес живёт по правилам, которые ориентированы на получение прибыли на протяжении как минимум десятилетия.
- Складывалось ощущение, что Роман Ищенко страшно гордится работой, проделанной аналитическим центром «Байкальских стратегий», но никаких рациональных решений, кроме как «создать на базе группы «Байкал» проектный офис и проанализировать современное законодательство», он озвучить не смог, – отмечает «Тайга.Инфо»
И. о. министра природных ресурсов Бурятии Юрий Сафьянов рассказал, что у республики накопились предложения и мероприятия, разделённые на четыре приоритета, но федеральное ведомство оставило только два из них.
- Мы считаем, что проект необходимо доработать и учесть наши предложения по социально-экономическому развитию регионов при соблюдении природоохранного законодательства, – заявил Сафьянов.
«Лишь для галочки»
Обсудить услышанное и выдвинуть свои идеи и предложения присутствовавшим на заседании не дали. Андрей Чернышев поблагодарил докладчиков и перешёл к вопросу о состоянии действующего законодательства.
- Невозможно было отделаться от мысли, что всё происходит лишь для галочки – всё, что было сказано в докладах, мало-мальски интересующиеся темой участники встречи давно уже знали из СМИ и бурных дискуссий в социальных сетях. Ничего принципиально нового не прозвучало. Выступление министра природных ресурсов Иркутской области Андрея Крючкова депутат Чернышев оборвал самым безжалостным образом, чтобы самому произнести полный штампов монолог о «росте территории водорослей», «обмелении Байкала» и «гипотетической, но реальной опасности строительства ГЭС в Монголии», – пишет издание.
Мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев вытребовал себе семь минут вместо пяти и начал жаловаться на действия Росреестра, который лишает местных жителей возможности оформлять земли в собственность. Из-за этого, заявил мэр, страдает программа импортозамещения, а Тажеранская степь зарастает лесом. Вскоре крестьянско-фермерским хозяйствам негде будет пасти скот. Нашлись у Тыхеева и претензии к Прибайкальскому национальному парку, который запрещает населению абсолютно всё.
- А сами выдают на прокат квадроциклы на Ольхоне, помогают разрушать и без того тонкий почвенный слой, – наябедничал мэр.
Мэр Байкальска Василий Темгеневский в очередной раз пожаловался на федеральное законодательство, запрещающее вывозить мусор и строить котельную на угле. Сам глава моногорода, известного на весь мир своим ЦБК, никаких альтернатив углю не видит. Все остальные варианты замены комбинатовской ТЭЦ, которая после остановки производства на ЦБК оказалась слишком мощной для Байкальска, по мнению Темгеневского, невозможны – либо по техническим причинам, либо по экологическим.
- Это всё должно решаться под эгидой государства. Бизнес экологическими проблемами заниматься не будет никогда, – подчеркнул Василий Темгеневский.
Представитель регионального отделения ОНФ Марина Григорьева заявила, что федеральные законы об охране озера Байкал не жёсткие, а, скорее, абсурдные. И вообще противоречат друг другу. По мнению Григорьевой, ещё больше путаницы вносят СМИ, пишущие, например, о запрете строить очистные сооружения. На самом деле это можно делать, но при условии, что технология позволит очищать сточные воды до состояния дистиллированной воды. Существуют ли на самом деле такие технологии и виноваты ли журналисты, слегка обобщающие ситуацию для краткости изложения, госпожа Григорьева объяснять не стала.
- Если это кому-то важно, сделайте себе пометочку: с этим нужно много разбираться, – отметила она. – Везти мусор из Большого Голоустного — 180 километров, с Ольхона через паром – 80 километров и так далее. Никто этим заниматься не станет! Или большие государственные деньги, или нужно менять законодательство.
Итог мероприятия подвёл Николай Николаев. Он напомнил, что 22 июня президент Владимир Путин подписал список поручений для правительств Бурятии и Иркутской области, установив срок до марта 2018 года. Депутат попросил всех присутствующих сменить тональность дискуссии: уже никого не нужно убеждать в необходимости защищать интересы природы и граждан – пришло время «работать с текстом», писать законы. Никто не будет править границы Байкальской природной территории, Россия не откажется от своих обязательств по охране объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО и будет обсуждать эту тему с международными экологическими организациями.
- Давайте до конца августа соберём конкретные предложения и до конца ноября публично обсудим их с участием общественных организаций, – предложил парламентарий.
Выглядело всё так, будто к группе спорящих школьников подошёл строгий учитель и объяснил, как всё будет происходить на самом деле, заключает «Тайга.Инфо».
Отчёт, посвящённый выездному заседанию, опубликовала и «Парламентская газета». По итогам мероприятия Николай Николаев указал на необходимость сформулировать «взвешенные предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей вопросы природоохраны и природопользования в Байкальской природной территории», сообщает издание со ссылкой на пресс-службу «Единой России». В общем, «разогнать поезд» депутатам так и не удалось, а жители остались в недоумении: «Зачем приезжали-то?».