Первый сундук
- Все началось с того, что знакомые купили станок ЧПУ. В цех приехал специалист из Иркутска. Знакомые попросили меня обучиться у него и позже передать полученные знания их сотруднику. В процессе обучения возникла идея изготовить резной сундук. Сделал, всем понравилось, - воспоминает Чингис Викторович.
Сундук разместили «ВКонтакте» и сразу появился первый заказ на комплект. В то время как раз проходили съемки «гимна Бурятии». И в сцену о бурятской традиционной свадьбе понадобились традиционные сундуки.
- Организаторы съемок вышли на нас. Мы с супругой подумали, почему бы и нет. Так все завертелось, - говорит предприниматель.
В первый год Чингис Дугарон занимался сундуками в свободное время. Говорит, относился к деятельности больше как к хобби.
- Навыки по резьбе из школы. Дизайном занимаюсь для себя. Если нужен какой-нибудь буклет, всегда могу сделать сам. Так и дизайн для сундуков разработал в программе Corel Draw. Для разработки полноценного дизайна для мебели необходимо потратить месяц, - отмечает мастер.
Само изготовление сундука занимает неделю.
Качественный скачок в спросе на мебель произошел в январе 2017 года. Предприниматель предполагает, это связано с новым, третьим дизайном. Он получился пластичным, его удобно использовать по частям.
Дело в древесине
Производственный цех занимает 150 кв. м. Станки из Германии и Китая. Мебель в основном изготавливается из сосны. Чингис Викторович говорит, что это наиболее доступный материл на рынке Бурятии.
- Сосна редко местная, в основном привозная, ангарская либо забайкальская, якутская. Местную найти целая история. Вроде в лесу живем, а деловой древесины мало.
Для высшего, люксового качества используем ясень, дуб, орех, бук. Они все по-разному ведут себя под инструментом. Бук и ясень твердые. Сосна вроде проще при резке, но у нее идет чередование волокон: мягкие, твердые. Приходится постараться, чтобы получился чистый рез. Под клеем дерево тоже себя по-разному ведет, - рассказывает об особенностях древесины Чингис Дугарон.
Определенного поставщика древесины у производителя нет. Что нашел, то и купил. Главное, соответствие принципа «цена - качество».
- Стараемся покупать сортность повыше, чтобы проще работалось. Из плохого ничего хорошего не получается. За одну доску, как правило, отдаем 200 рублей. На один сундук требуется 10 досок. Это нереально дорого, - говорит он.
Производство растет
Поначалу мастер изготавливал максимум два сундука в месяц, по мере заказов в паблике «Сундуки Бурятии». Через некоторое время заказов стало больше. Пришлось нанимать двух столяров. Сейчас предприниматель в основном занимается только программированием и работой со станком.
Сейчас в месяц цех изготавливает 15 сундуков. И это не учитывая другого вида мебели: шкафов, столов, стульев, гунгарбы (алтаря), кроватей.
- Сейчас работаем на пределе. Если появится больше заказов, не сможем укладываться в сроки, захлебнемся,- отмечает Чингис Дугарон.
В планах предпринимателя расширить производство.
«Стать бабушкой»
- Сундук для чего? Он для добра. Увидев сундук, у всех возникает вопрос: чем набить? Многие говорят, у нашей бабушки был сундук, чего там только не было. Вот и получается, «надо купить сундук и стать этой бабушкой, о которой все будут говорить». Так моя жена Елена выражается, она у нас пиар-менеджер, - улыбается Чингис Дугарон.
Продвижение идет исключительно через группы в социальных сетях. По словам предпринимателя, есть планы по улучшению контента наполнения группы в «Фейсбуке» и продвижению в «Инстаграм».
Реклама традиционной мебели «крутится» только на радиостанции «Буряад FM». Как говорит Чингис Викторович, иногда заказы поступают и оттуда. Деньги за рекламу предприниматель не платил, договорились с руководством радиостанции отработать взаимозачетом.
Покупатели традиционной мебели делятся по категориям:
- те, что мечтали о сундуке (основном это женщины);
- ценители культовых вещей и мебели (люди от 40 лет и старше);
- рестораны, гостиницы, бары;
- иностранцы.
Доставка в черте города бесплатная.
«Приезжай к нам, заработаешь!»
Часто сундуки Чингиса Дугарона уезжают и в Монголию.
- Однажды один монгол ходил по магазинам, увидел наш сундук. Цена его не устроила, и он каким-то чудесным образом узнал мой телефон у продавцов. Приехал в цех, а мы в это время делали крупный заказ. Ему понравилось. Через какое-то время снова приехал, я как раз сделал два сундука под реализацию. Он тут же решил их купить, - рассказывает предприниматель.
Нашего мастера звали и в Шэнэхэн. Обещали высокий доход. Однако он уверен, на родине лучше. Оказывается, мастера из Монголии приезжают во Внутреннюю Монголию, но их мебель получается грубее, чем у предпринимателя из Бурятии.
Отметим, этническую мебель можно увидеть во многих магазинах нашего города. Продается она с переменным успехом. Может и неделю не стоять, а может и два месяца продаваться.
Моя миссия
- Это дело мне очень нравится. Я могу постоянно им заниматься. Вместо выходных, вместо всего, - рассмеявшись, говорит Чингис Викторович и в конце добавляет: - Надо руку на сердце положить и сказать: прежде всего я зарабатываю деньги, чтобы «накормить» семью, во вторую очередь несу миссию. Считаю, бурятский народ должен гордиться своими традициями, корнями, историей.