В этом году власть сменится в 17 регионах страны. В 16 из них, в том числе в Бурятии, выборы будут всенародными, а в Адыгее главу республики в ходе тайного голосования определят депутаты местного парламента.
Ещё в начале июня коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» опубликовал аналитический обзор хода губернаторских кампаний в России. Он основан на мониторинге СМИ, неформализованных интервью с региональными и федеральными экспертами и закрытом опросе членов комитета по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО). Исследование содержит информацию о коллективном портрете «кремлёвских назначенцев», их политических стратегиях и трендах, которые задаёт федеральная повестка. Это лишь первый выпуск: обзоры будут проводиться вплоть до сентября.
Экспертный политический канал в Telegram «16 негритят» отмечает: в своём докладе «Минченко Консалтинг» приводит классификацию губернаторов, идущих на выборы, разделяя их по времени назначения и «политическим крышам» в так называемом Политбюро 2.0 (подробно об этом ещё в 2012 году писал сайт РБК). По мнению telegram-канала, такой подход интересен, но назвать его исчерпывающим нельзя. Администраторы «16 негритят» предлагают свою классификацию, в которую, к слову, попал и «временный» руководитель Бурятии Алексей Цыденов.
Всех губернаторов поделили на семь групп. Самая авторитетная – это «Йокодзуны», матёрые зубры региональной политики. Впрочем, пока там только один представитель – Евгений Савченко, который стоит «у руля» Белгородской области аж с 1993 года. Есть ещё «смотрящие от корпораций». Название говорит само за себя: это главы субъектов, связанные с крупными российскими компаниями: Максим Решетников в Пермском крае и Евгений Куйвашев в Свердловской области от группы Собянина (Сергей Собянин – мэр Москвы, прим. авт.), Сергей Жвачкин в Томской области – от «Газпрома» и Валерий Радаев в Саратовской области – от Володина (Вячеслав Володин – спикер Госдумы VII созыва).
Третья категория – «ушельцы». Их «выдавили» с позиций, которые они занимали в Москве и отправили в ссылку в глухомань, отмечает канал «16 негритят». Всего в списке – четыре фамилии: Игорь Васильев – бывший руководитель Росреестра, а ныне – врио губернатора Кировской области, Александр Бречалов, который покинул пост секретаря в Общественной палате России ради кресла главы Удмутии, Андрей Никитин – врио главы Новгородской области и в прошлом – гендиректор агентства стратегических инициатив (АСИ). И, наконец, Артур Парфенчиков из Карелии – бывший главный судебный пристав страны.
Единственный представитель четвёртой группы – «потеряшка» – Владимир Волков в Мордовии. Это слабый губернатор в неинтересном для федералов регионе, отмечает канал «16 негритят».
«Молодые карьеристы», по мнению авторов классификации, сами пробивали своё назначение и нашли союзников внутри корпораций. К ним относится Дмитрий Овсянников (Севастополь) и Антон Алиханов (Калининградская область), заручившиеся поддержкой «Ростеха».
Алексей Цыденов угодил в число «белодомовских» губернаторов, которые биографически или кланово связаны с аппаратом Белого дома времён премьерства Владимира Путина. Туда же «записали» Николая Любимова из Рязанской области.
Последняя, седьмая группа – «перспективные» губернаторы, которых целенаправленно «выращивают» на будущее, например, Николай Миронов в Ярославской области, чью избирательную кампанию лично курирует заместитель руководителя администрации президента (АП) Алексей Громов. В категорию «перспективных» вошёл и «ставленник» первого замглавы АП Сергея Кириенко в республике Марий Эл – Александр Евстифеев.
«Я действительно ничей»
Отметим, после назначения Алексея Цыденова на пост и. о. главы Бурятии кто-то из экспертов сразу охарактеризовал его как «молодого технократа», а кто-то – как «кота в мешке». Политологи неоднократно предрекали и. о. главы Бурятии сложности с местной элитой и трудности на предстоящих выборах – как и некоторым другим «кремлёвским назначенцам». Директор центра политологических исследований финансового университета при правительстве России Павел Салин в разговоре с «Ura.ru» отметил, что многое зависит от лоббистского потенциала самих «временных» руководителей.
- Федеральный центр перекладывает всё больше социальных обязанностей и функций на регионы, а денег на системном уровне нет. Поэтому важно, насколько ресурсоёмок губернатор-технократ и сможет ли он благодаря своим личным связям в Москве привлечь деньги в регион, – пояснил Салин.
Эксперт заметил, что в этом отношении сильные позиции у Алексея Цыденова как представителя группы бизнесменов – Аркадия и Бориса Ротенбергов и владельца «Volga Group» Геннадия Тимченко.
Однако в большом интервью ТАСС, которое появилось на сайте издания 24 мая, Цыденов заявил, что никакие крупные политические или промышленные группы его не поддерживают.
- Мне не один раз задавали вопрос, чей я: «Кто вас лоббировал, от кого вы идёте в политику?». Отвечаю: «Ни от кого». А если серьёзно, временно исполнять обязанности главы республики меня назначил президент страны, – рассказал Алексей Цыденов. – Я действительно ничей, за мной не стоят никакие корпорации и политики. Поэтому надеюсь, что вкладывать деньги в Бурятию будут все – и «Газпром», и Ростехнологии, и РЖД, и ФСК, и «Роснефть». Всех приглашаю инвестировать в республику.