На очередной, уже третьей, встрече дискуссионного клуба WTF темой спора стала экономика Бурятии. «Свет в конце туннеля или встречный поезд?» - так назвали тему дискуссии организаторы клуба. Спикерами на этот раз стали экс-министр экономики республики Николай Атанов и известный экономист Алдар Бадмаев.
Убогая структура экономики
Первому слово по старшинству дали Николаю Ивановичу, шесть лет возглавлявшему Министерство экономики республики во времена правления Леонида Потапова. Он начал с экскурса в историю.
- Необычайное явление в российской истории, как за 26 лет мы пережили четыре экономических кризиса. Самый тяжелый из них был в 90-е годы - трансформационный кризис, связанный с переходом на другие рельсы развития экономики. Второй нас нагнал в 1999 году, третий - в 2008. И вот начиная с 2013 года длится нескончаемый кризис, который переходит из рецессии в стагнацию и наоборот. При этом во многих странах мира люди пережили всего один циклический кризис в 2008 году. В чем же причина, почему молодая Россия за четверть века претерпела столько кризисов? Все это, конечно же, проецируется на нашу республику. Наша структура экономики настолько убога и рынок настолько ограничен, что мы 95% производства получаем извне, – признал Атанов.
Ежегодно на ввоз продуктов уходит около 10 млрд рублей, хотя они бы могли быть направлены на свое товарное производство.
Сейчас мы готовим стратегию экономического развития, которую обсудили еще в апреле, тогда ее и приняли, но прошло всего три месяца, как документ вновь требует реконструкции, – сообщил бывший министр экономики.
Под местоимением «мы» он, видимо, имел в виду себя и бывшего президента Бурятии, с которым они сейчас сидят в одном кабинете БНЦ.
- Прежде всего, волнует вопрос, как найти эту путеводную звезду, с помощью которой Бурятия станет хорошим донором РФ по каким-то направлениям, – подчеркнул Николай Иванович.
Ему напомнили о печально известном уголовном деле «Кримсона», когда правительство заплатило миллион долларов за программу автоматизации. Бывший министр экономики ответил, что это было уже после его ухода с поста. Более того, Николай Атанов подчеркнул, что ему не стыдно перед всевышним, он не ощущает своей вины за закрытие многих промышленных гигантов Бурятии.
Мы все разбазарили
Алдар Бадмаев тоже начал с воспоминаний. Но привел более конкретные и забытые факты.
- Если отмотать на 100 лет назад, экономика Бурятии была наполнена различными заводами, мастерскими. Вспомним 30-е годы, был мощнейший толчок – индустриальное развитие республики. На этом же толчке мы и застряли. В 70-е годы был толчок, было создано большое количество предприятий, но многие из них не успели выйти на ситуацию устойчивости, и не смогли выжить. На тот момент экономика вообще была очень крутая, многие удивляются сейчас, когда слышат, что в то время Бурятия занимала первое место по производству, у нас создавались автокраны, автомобили. В советское время доля промышленности составляла на территории республики 60%. Сейчас на 1-м месте – транспорт, на 2-м месте - торговля, общепит. Доля промышленности вообще упала. По структуре экономики мы деградировали. По всем показателям Бурятия на данный момент на последнем месте, – начал Алдар Бадмаев.
По его мнению, Бурятия маленькая, чтобы добиться сдвига, на самом деле необходимо не так много. Достаточно запустить несколько ключевых проектов структурно образованных, которые потом создали бы коммуникативный эффект и через 2 – 3 года были бы позитивные изменения. От зрителей Алдару Бадмаеву поступил вопрос, какие он сам создал успешные предприятия и сколько сам открыл новых рабочих мест, чтобы называть себя экспертом в экономике. На что экономист привел в пример компанию «Макон».
Эфемерный народ
После обмена мнениями и вопросов из зала настала очередь экспертов. Первым вызвали доктора экономических наук Лазаря Бартунаева.
- Мы эфемерны, наши надежды пусты, – с ходу сорвал розовые очки с некоторых зрителей Бартунаев. - Наш глава Алексей Цыденов добился снижения оплаты электроэнергии. У нас в России нет рынка энергомощностей, поэтому по регионам везде разный тариф. Экономическое пространство у нас в стране разорвано, поэтому в Иркутске одни цены, а у нас другие!
Окружение решает
Иринчей Матханов – человек, который на практике знает, что такое экономика и предпринимательство, выступил вторым экспертом в этой дискуссии.
- Тема, несомненно, актуальна, я еще помню время, когда президентом был Потапов Леонид Васильевич. У него было сильнейшее окружение. При нем все работали четко по рабочему времени, иногда больше, можно было прийти в половине восьмого и застать там любого нужного человека. Сейчас такого нет, никто ничего не делает и не решает. Поэтому все, конечно, решает окружение главы, – намекнул Матханов.
Как на трибуне
Ким Галсанов, бизнесмен и депутат Народного Хурала, был третьим выступающим. Он сделал упор на призывах к молодежи. Казалось, что он выступает с трибуны Хурала.
- Мы задели сегодня глобальный вопрос. На сегодняшний день у нас совсем мало предприятий. Мы проспали момент, – откровенно признал Галсанов, - нужно искать новые пути, новые идеи.
После этого на сцену начали приглашать ту самую молодежь, к которой апеллировал депутат. Чингис Матхеев, руководитель проекта «Богатая Бурятия» от редакции «Информ Полиса», тоже был резок в оценках.
Богатая Бурятия
- Мы должны признать, что все плохо и в количественных, и в качественных показателях, Бурятия на последнем месте. Все занимаются самобичеванием, – констатировал Матхеев, - не нужно «мотать сопли на кулак», в то время когда можно взять и все изменить. Много на данный момент целей и проектов, которые нужно просто реализовать. Экономический рост зачастую не дает повышения уровня жизни. Наша главная цель - богатство каждого человека, а значит, богатство нас всех.
Нужно выбрать точку роста
Светлана Иванова, и.о. директора по экономике «Улан-Удэ Энерго», высказала точку зрения энергетиков. По ее мнению, затягивается принятие решений везде – и в государственных, и муниципальных органах власти.
- И второе, у нас недостаток мощностей энергосбережения. Процесс принятия решения очень длинный. Для развития инвесторов совершенно нет условий, они вынуждены ждать разрешения годами для реализации своих идей. Государство должно отрегулировать этот вопрос и снять инфраструктурные ограничения. Пока ограничения существуют, мы ничего хорошего не добьемся. Инвестиции в ресурсоснабжение позволят нам получить потребителя. В целом нам необходимо найти точку роста и снять инфраструктурные запреты.
Предпринимательство честнее политики
Саян Галсандоржиев на этой дискуссии предстал не в роли ведущего, а в роли эксперта, представителя молодых предпринимателей.
- Предпринимательство - это совершенно честная отрасль. Ведь если ты идешь в политику, у тебя там обязательно должны быть родственники, – озвучил общее мнение Саян. – В нашей же сфере все решает рынок. О проблемах в республике скажу так: надо сделать, чтобы каждый стал богатым, можно открывать малый и микробизнес – это положительно скажется и на людях, и на экономике республики. При малом бизнесе деньги затрагивают большее количество людей. Предпринимательство должно касаться и внешнего рынка. Третье – надо открывать филиалы в других городах. Четвертое – развитие туризма. У Бурятии есть потенциал для развития экономики, основанной на человеческом капитале. Но никто не работает над развитием лидера, а лидер – это предприниматель.
Спланированный туризм
Максара Дондокова, преподаватель БГУ и одновременно гид-переводчик с китайского, рассказала о своем видении.
- Туризм может стать либо светом в конце туннеля, либо встречным поездом. При его развитии нужно правильно все организовать, а это обеспечивают гиды. Черные гиды и официальные – непосредственная связь между туристами и государством, которое они посещают. Если вы ведете бизнес с Китаем, нужно его особенно контролировать, так как они источник дохода наших предпринимателей, – объяснила секреты туристического бизнеса Максара.
Экономика – встречный поезд
Игорь Озеров, редактор радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ, был более пессимистичен.
- Я со многими здесь согласен. Но я сторонник того, чтобы создавать условия и контролировать процесс. Экономика все-таки ассоциируется у меня со встречным поездом. У нас нет нормальной конкуренции ни в политике, ни в экономике, – считает журналист. - Продавщица, которая в советские годы говорила «вас много, а я одна», ассоциируется с настоящей экономикой.
Туризм – это моя любовь
Мария Бадмацыренова, начальник отдела по туризму мэрии Улан-Удэ.
- У нас, кроме Байкала, есть люди, таланты, которые надо показывать. У нас есть культура, национальные традиции. Государство должно продвигать туризм, а остальное сделает предпринимательство. Нас мало знают не то что в России, но и во всем мире.
Бурятия не способна выстоять в конкуренции
Баир Цыренов, депутат и представитель группы компаний «Метрополь» в Бурятии, отметил, что надо учитывать, что исчезли предприятия региональной экономики, а крупные сохранились. При развитии экономики надо аккуратно работать с инвесторами, создавать условия для инвестиций. Необходимо ввести практику ответственности чиновников за гибель бизнеса, конкретных предприятий.
- Как измерить убытки в случае слишком рьяных действий налоговой, никто не думает и не знает. И как вообще можно поднять экономику, если не хватает нормальных кадров, ведь все зависит от них. Многое надо изменить, в первую очередь, в государственном управлении. Новому главе обязательно нужно этим, т.е. перестройкой аппарата, заняться. Вчера мы приняли закон, чтобы 50% налогов по УСНО оставалось местному самоуправлению. Это будет способствовать поддержке малого и среднего бизнеса. А то районному чиновнику совершенно без разницы, сколько у него предпринимателей, и это печально, - заключил Баир Цыренов.