В этом году власть сменится в 17 регионах страны. В 16 из них, в том числе в Бурятии, выборы будут всенародными, а в Адыгее главу республики в ходе тайного голосования определят депутаты местного парламента.
«Это не подарок, а ответственность»
Источник в администрации президента (далее – АП) рассказал РИА Новости, что в этом году выборы глав регионов пройдут по новым правилам, а основная задача со стороны Кремля – обеспечить их легитимность через соблюдение законодательства. Никаких послаблений для того, чтобы облегчить выдвижение оппозиционеров, не будет. Кроме того, решено не создавать искусственную конкуренцию и видимость политической борьбы. Если в существующем избирательном законодательстве есть недостатки, то их надо выявлять в реальных, боевых условиях, говорит собеседник издания.
- Подход точечных манипуляций и индивидуальное разрешение не соблюдать закон, дабы решить некие задачи – порадовать конкретного оппозиционера, дать яркую медийную картинку, симулировать сложность политического процесса в конкретном регионе – АП сегодня отвергает, – отметил он. – Это лишает возможности серьёзно обсудить недостатки закона, выявленные в реальной, а не манипулятивной практике, и предпринять усилия по его корректировке.
Предстоящие выборы должны стать серьёзным тестом для глав регионов: они получают больше свободы, но и уровень их ответственности при этом повышается, подчёркивает РИА Новости. Врио губернаторов и их команды должны показать свою состоятельность в работе с электоратом и других важных для политиков аспектах.
- Если рассматривать губернаторские выборы с точки зрения федерального центра – как определённый электоральный политический эксперимент, то проведение кампании силами самого губернатора и созданной им команды – это, конечно же, тест, причём очень серьёзный тест, который позволяет замерить успешность главы региона в публичном и информационном поле и его умение работать с избирателями, – считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. – Иными словами, если кампания передаётся в руки губернаторов, то это не подарок, а, прежде всего, ответственность.
Любые подтасовки и вывод на политическую сцену заведомо слабых спарринг-партнёров, по мнению ряда экспертов, полностью ограничат.
- Власть сделает всё, чтобы продемонстрировать минимум искусственности: любые ограничения честной конкуренции не выгодны, прежде всего, для неё самой и будут жёстко пресекаться. Недвусмысленные намёки на это уже доведены до регионов из президентской администрации, – пояснил изданию директор Института политических исследований, политолог Сергей Марков.
«Нет» админресурсу
Новая политическая реальность характеризуется максимальной демократичностью и открытостью, и в таких условиях политические спектакли просто губительны, пишет РИА Новости. Кандидаты должны будут обеспечивать себе победу с помощью реальных технологических кампаний, а не административного ресурса.
По словам члена Общественной палаты России, первого зампредседателя правления «Российского фонда мира» Елены Суторминой, отказ от ручного управления происходит в том числе и потому, что перед президентскими выборами 2018 года Кремлю нужна объективная картина происходящего.
- Сейчас нужна не просто красивая картинка, а то, что по-настоящему волнует людей, что их беспокоит. И новые команды должны уметь решать проблемы, разговаривать с людьми простым языком, чтобы люди их понимали, – считает Сутормина.
«Безбрежная многопартийность»
Грядущие выборы должны стать стресс-тестом не только для врио губернаторов и оппозиционных политиков, но и для избирательного законодательства. В частности, речь идёт о муниципальном фильтре, который, по задумке законодателей, не только должен отсеивать откровенно неподготовленных политиков, но и подталкивать партии к активной работе на муниципальном уровне.
В 2012 году этот барьер был разработан для «привязки» кандидатов к своим избирателям, к работе в регионе – чтобы не было так называемых варягов, засланных из центра и не имеющих какой-либо поддержки на местах. При этом в администрации президента не исключают корректировки избирательного законодательства.
Так, по мнению декана факультета политологии Московского государственного университета, сопредседателя Российского общества политологов и главы совета директоров Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Андрея Шутова, «фильтрацию» кандидатов могут сделать более прозрачной или же вовсе откажутся от этого инструмента.
- При ликвидации фильтра необходимо понимать, что можно получить безбрежную многопартийность, от которой мы и уходили с помощью различных инструментов избирательного процесса, – заметил Шутов. – В 90-е годы были целые простыни с указанием политических партий, о которых никто не знал и которые чисто случайно оказались в избирательных бюллетенях. Нужно всё хорошенько взвесить, обдумать, посоветоваться с экспертным сообществом и потом принимать соответствующие решения.
Кроме того, может измениться процедура сбора и фиксации подписей. По словам вице-президента Центра политических технологий Ростислава Туровского, это, скорее всего, произойдёт уже после президентских выборов. Полная отмена муниципального фильтра маловероятна, а вот некоторое его снижение вполне возможно, подчеркнул эксперт. Елена Сутормина отметила, что снижать эту планку и, тем более, отменять её, не стоит: если политик не способен преодолеть минимальный барьер, то он не сможет руководить и целым регионом.
Будет интересно
Эксперты отмечают: в некоторых субъектах конкуренция на выборах будет достаточно серьёзной. В их числе – Карелия, Бурятия, Кировская, Свердловская, Рязанская и Ярославская области, а также Севастополь.
Генеральный директор агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук Дмитрий Орлов в своём аналитическом докладе отмечает: в этих регионах часть кандидатов может провести жёсткую кампанию против идущего на выборы главы региона, получив серьёзную поддержку за пределами своей электоральной ниши.
Впрочем, насколько велика реальная конкуренция, гораздо точнее можно будет судить уже в начале сентября. Тогда станет понятно, какие ресурсы претенденты в руководители регионов способны привлечь для своих кампаний и насколько действующим главам удаётся работать с общественным мнением. Возможны случаи, когда губернатор окажется неубедительным в публичном поле. Тогда даже никому не известные кандидаты оппозиции могут набрать существенное количество голосов, считает Ростислав Туровский. Однако пока по поводу борьбы в конкретных регионах политологи дают прогнозы с осторожностью. При этом эксперты сходятся во мнении, что предстоящие выборы будут довольно интересными и содержательными.
По мнению большинства экспертов, в Бурятии основная борьба на выборах развернётся между «временным» руководителем республики Алексеем Цыденовым и председателем БРО КПРФ, сенатором от Иркутской области Вячеславом Мархаевым. Всего на кресло главы Бурятии «метят» шесть представителей разных партий. Помимо Цыденова и Мархаева, это известный журналист и общественник Бато Багдаев («Коммунисты России»), лидер БРО ЛДПР Сергей Дорош, шаман и изобретатель Игорь Пронькинов («Российская партия пенсионеров за социальную справедливость») и предприниматель Юрий Базаржапов («Партия родителей будущего»).
Все они в период с 11 по 16 июля должны предоставить в избирательную комиссию подписи муниципальных депутатов в свою поддержку – это обязательное условие для официальной регистрации в качестве кандидата на пост руководителя региона.