Азия
6689

В Бурятии прошел первый фестиваль эхиритских родов. Фото

Около 2000 эхиритов из разных районов впервые встретились в одном месте

Фото: Баир Ободоев, Виктория Олзоева

Идея праздника, который мог бы объединить всех эхиритов, витала в воздухе давно. История этого бурятского рода имеет множество разных перипетий. В итоге потомки некогда сплоченного племени сегодня раскиданы по нескольким регионам России и зарубежья.

Село Корсаково Кабанского района – некий плацдарм эхиритов Бурятии. Там проживают потомки практически всех эхиритских родов: абзай, баяндай, hэнгэлдэр, шоно, балтай, нэхэлэй, галзууд и др. Сегодняшнее поколение переселенцев из верховий рек Лены и Куды проживают в Кабанском, Баргузинском, Курумканском, Кижингинском районах Бурятии. А также часть племени перекочевала на территорию современного Агинского округа Забайкалья. На праздник прибыли представители всех этих районов. И, конечно, в  фестивале приняли участие гости из районов компактного проживания эхиритов Иркутской области. Всего село Корсаково приняло более 2000 человек.      

Справка infpol.ru
Родословная эхиритского племени обычно начинается с героя по имени Эхирит. Согласно легенде, он родился от пестрого налима и береговой щели Байкала. Эхирит имел одного сына - Зонхи. У Зонхи было четверо сыновей: Хуудаг Сагаан, Шоно, Абзай и Хэнгэлдэр. Наиболее многочисленное ответвление эхиритов идет от Хэнгэлдэра, который нередко называется сыном Хэрхэлдээ и, следовательно, внуком Зонхи. У Хэнгэлдэра было по одним данным трое, по другим-пять сыновей. Довольно крупными родами были Шоно, Буура, Хамнагадай, Хадаалай, Ользонов, Баяндай, Абзай.

Вспомнили историю

Яркое театрализованное открытие фестиваля «Великие духи прародины» перенесло зрителей в сюжет легенды о происхождении эхиритов. Пестрый налим – прародитель племени, давал наставления маленькому мальчику по имени Эхирит, от которого собственно и происходит этот род. С тех пор потомки пестрого налима и береговой щели Байкала заселили большие территории.

Далее на «зеленую» сцену вышли дети, олицетворяя преемственность поколений, которая не прекращается, несмотря на разброс представителей этого племени.  Во время приветственной речи один из главных инициаторов создания общественного движения «Эхиридуулдэй нэгэдэл» Жорж Абзаев вспомнил поименно самых ярких представителей своего народа.

- Славным представителем эхиритов является выдающийся общественный деятель, председатель военного совета Монголии Элбэк-Доржи Ринчино. Это он был на приёме у Владимира Ленина с проектом об автономии бурят. Этот день подписания декрета об автономии бурят объявлен Днём республики. Крупным общественным и государственным деятелем был Андрей Модогоев, который был первым секретарем Бурятского Обкома КПСС с 1962 по 1984 годы. Военоначальниками были герои Советского Союза: генерал-майор Иван Балдынов, полковник Владимир Борсоев, генерал-майор Анатолий Занданов являлся начальником медицинской службы Северного флота, генерал-майор Даба Цыденов являлся начальником финансового управления центрального комитета ДСАФ. В годы великой отечественной войны многие представители эхиритского племени были награждены орденами и медалями Советского Союза. Тысячи представителей интеллигенции и тружеников тыла внесли вклад в развитие нашей республики. Невозможно назвать все имена в коротком выступлении, - сказал Абзаев.

Самобытность племени

Сурхабаани шугы, так называется площадка, где проходил фестиваль, пестрел яркими красками национальных костюмов участников. Кстати, особенности эхиритской одежды обсудили во время круглого стола. Как рассказали докладчики, в последние годы наблюдается всплеск интереса у эхиритов по возвращению к исконному фасону национального костюма.

- Если раньше мы шили костюм хори бурят, то сегодня все заказывают именно эхиритский, рассказала индивидуальный предприниматель из Курумкана Надежда Доржиева.  

И действительно, если не считать концертных вариантов клстюма участников фольклорного конкурса, то многие гости облачились в свою национальную одежду. Дэгэл отличается от привычного хори варианта не только трехцветным энгэр, но и особым кроем подола. Головной убор тоже имеет свою особенность.

Для представителей восточных бурят язык эхиритов кажется непонятным. Однако никакого различия или недопонимания со стороны представителей эхиритов разных районов не было. Баргузинцы могли без проблем общаться, к примеру, с баяндаевцами.   

Сила и единение

В рамках праздника устроили соревнования по шагай наадан, стрельбе из лука, бухэ барилдаан и hээр шаалган (разбивание хребтовой кости). Большой интерес вызвала борьба, каждый болел за представителя своего рода. 63 участника в трех весовых категориях выявляли самого сильного богатыря. Несомненно, все ждали начала абсолютного первенства. Да и куш был довольно хороший. Победителем стал баргузинский борец из села Улюн (род баяндай) Владимир Гатапов. Ему и вручили положенные исполину 15 тысяч рублей и  живого барана, учрежденного гостями из села Загустай Кижингинского района. Баран чуть не вернулся обратно в кижингинские степи, так как в финале боролся представитель из Загустая Баясхалан Шагдаров.

Интересные события развернулись во время hээр шаалган. После проведения основной части и выявления победителей начался самый инетерсный момент – разбивание коммерческих костей. Это когда хозяин хребтовой кости назначает номинал, а те кто хочет попробовать разбить ее за один удар платит некую сумму денег. Так, Баир Даширинчинов из села Загустай смог, даже сам того не подозревая, разбить кость, которую не могли «побороть» целых два года. Силачи пытались ее сломать во время Алтарганы-2016, Сурхарбана и других народных праздников. За эти годы кость принесла хозяину более 50 тысяч рублей.    

Народные ансамбли представили лучшие примеры эхиритского фольклорного творчества. Знатоки состязались в знании своей родословной.

Молодцы, корсаковцы! 

Так выражали свое восхищение и уважение гости фестиваля. Жители села Корсаково, при поддержке администрации сельского поселения и Кабанского района провели большую работу по организации мероприятия. Специально к фестивалю хозяева построили целый юрточный городок, облагородили территорию, установили сцену.

Каждый род подготовил стенды, рассказывающие об истории происхождения, известных и выдающихся представителях. Столы ломились от угощения для всех гостей. Можно было зайти в каждую юрту и полакомиться блюдами из рыбы, мяса, попробовать молочную водку, утолить жажду аарсой.

- Наши предки перекочевали сюда давно. Я являюсь представителем рода дунда абзай. Я подсчитал, что только нас Балдановых из рода дунда абзай, сейчас насчитывается около 200 человек. А есть еще Сучковы, Шамановы, Холхоевы и т.д. Всего в Корсаково семь подродов абзай. Каждый год проводим тайлган – общий молебен абзаевского рода. Стараемся выезжать на иркутскую сторону, прародину скажем так. Проводим общие молебны рода, живущих и на правом и на левом берегу Байкала. Не забываем свои корни, рассказывает Анатолий Петрович Балданов.

Праздник позволяет разрбросанным по разным местам эхиритам сплотиться, вспомнить общность и идентичность традиций и обычаев, познакомиться наконец. Для молодого поколения это возможность узнать историю своего рода, приобщиться к культуре.

Завершился фестиваль большим концертом и общим ехором. Совет старейшин принял решение сделать фестиваль «Великие духи прародины» традиционным. Он будет проходить каждые два года в разных районах проживания эхиритов. Но для закрепления результата все же решили в следующем году провести еще один такой фестиваль, но уже в селе Улюн Баргузинского района.

Автор: Виктория Олзоева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях