- Баир Базарович, ваш комитет практикует выездные совещания. Какие вопросы там поднимают депутаты райсоветов и сельских поселений?
- Одна из проблем муниципалитетов – это полномочия, на выполнение которых не хватает финансов. И в этой ситуации, естественно, депутаты райсоветов и сельских поселений ставят вопрос: «Почему делегировали нам полномочия, не подкрепленные финансами?». Немало вопросов связано с территорией. К примеру, население Прибайкальского, Северобайкальского и Баргузинского районов, полностью расположенных на побережье Байкала, сталкивается с ограничениями в связи с природоохранными мероприятиями в центральной экологической зоне. Так, ряд запрещённых видов хозяйственной и иной деятельности касается жизнедеятельности большинства местного населения, соприкасаются напрямую с полномочиями муниципалитетов. Это и запрет распашки земли, выпас сельскохозяйственных животных, невозможность оформить землю в собственность.
- Ваш комитет не раз поднимает вопрос по неоформленным земельным долям.
- Проблема возврата бесхозных земель в оборот остается крайне острой. Ведь как получилось? В 90-х годах, когда развалились колхозы и совхозы, их работники получили земельные паи. С тех пор много времени прошло. Наследников нельзя найти, а земля простаивает. Оформление земель сельхозназначения тем более важно, что имущественные налоги – главный источник доходов для органов местного самоуправления. Устанавливать коэффициент, а, значит, и размер налога – в полномочиях муниципалитетов. В некоторых районах работа по оформлению земель близится к завершению, а по выморочному имуществу проблема остается.
- Весной прошлого года ваш комитет стал инициатором законодательной инициативы в Госдуму именно по этому вопросу.
- Во многих регионах России сельхозпроизводители столкнулись с дефицитом земли из-за правовой коллизии. Бесхозные участки, а таких достаточно много, крайне сложно вернуть в оборот. Чтобы решить эту проблему, муниципалитетам хотели дать возможность в ускоренном порядке реквизировать землю, чьих хозяев нельзя найти. Речь была о возврате земель, которые называются выморочными. По сути, выморочное имущество — это имущество, принадлежавшее умершему, у которого нет наследника или если тот отказался наследовать. Такие, к примеру, квартиры переходят в собственность государства. Этот принцип наш Хурал хотел распространить и на землю. Потому что суды отказывают, так как юридически иск подаётся муниципалитетом к собственнику, а он-то как раз и не установлен. В то же время по Гражданскому кодексу переход выморочного имущества в госсобственность идёт во внесудебном порядке. Мы предлагали такой ход: выделить из Гражданского кодекса эту норму и «скопировать» в земельный закон. Если бы наше предложение поддержали, то муниципалитеты наконец-то смогли бы раздавать выморочную землю желающим её возделывать. Однако депутаты Госдумы не поддержали нашу инициативу, сейчас рассматриваются различные варианты решения вопроса.
- Как вы относитесь к объединению сельских поселений?
- Здесь нужно разбираться с каждым конкретным случаем. Ведь основные причины укрупнения поселений – это сокращение численности населения, ограниченность источников собственных доходов, низкая налогооблагаемая база, высокая доля расходов на содержание органов местного самоуправления. На прошедшей недавно сессии Хурала мы поддержали инициативу райсовета депутатов Баунтовского района об объединении двух поселений – «Багдаринского» и «Ципиканского». В последнем фактически проживают 88 человек. Объединение позволит сэкономить 2,6 млн рублей в год. Градообразующим предприятием этого поселка некогда было золотодобывающее предприятие. Сейчас там добыча золота ведется вахтовым методом и носит сезонный характер. Поэтому большинство населения уехало оттуда. Тем не менее там живут наши люди, поэтому мы не можем их оставить одних. Ведь кому-то нужна справка, кому-то необходимо решить вопросы на районном уровне. И там местную власть будет представлять староста. На самом деле в отдаленных малых селах много проблем: специалисты не хотят ехать туда, школы и социальная инфраструктура ветшают. Но в любом случае при объединении поселений депутаты должны взвешенно подходить к этому вопросу. Определить, насколько это необходимо – ради экономии средств или ради сиюминутного решения вопроса? Это не должно идти против воли народа. В Закамне, например, поселения не хотят укрупняться. Их позиция основана на понимании того, что они смогут быть самодостаточными. И мы должны с этим считаться.