Общество
4261

«Когда тебе ружьё к голове приставят, то ты не то будешь делать…»

Эксклюзивное интервью Сергея Пронина о том, как проходили выборы президента Бурятии в 1998 году

Фото: russianstock.ru

Infpol.ru продолжает серию публикаций о президентских выборах 1998 года. Сергей Пронин жителям Бурятии известен как экс-генеральный директор кондитерской фабрики «Амта» с 1986 по 2014 год. Был членом Союза промышленников и предпринимателей Бурятии. А в 1998 году стал кандидатом на должность руководителя республики. 

— Сергей Иванович, что бы вы кратко рассказали о выборах 1998 года? 

— Словами Марка Твена скажу: «Если бы от выборов что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать». Казалось бы, живя в суперсвободной стране, М. Твен говорит, что от нас ничего не зависит. А если бы от нас что-то зависело, нас бы туда никто не пригласил. Так что если двумя словами: «Выборы без выбора». Тут и к гадалке не ходи! 

— В целом какая атмосфера была? 

— Сами 90-е были беспокойные. Это накладывало определённый колорит и на выборы. 

— Ваш взгляд на конкурентов? 

— Понятно, действующий президент Леонид Васильевич Потапов выдвигался, Александр Степанович Коренев, молодые ребята какие-то были. Всех по именам не помню, нормальные вроде все люди, но таких колоритных фигур, кроме Потапова и Коренева, не было. Леонид Васильевич, конечно, главную скрипку играл. 

— Интрига была? 

— Ну а как без неё? От Союза промышленников и предпринимателей выдвигался Александр Коренев. В ходе выборов Александр Степанович перестал позиционировать себя как представитель СПП, с нами не встречался, и связь с ним как-то потерялась. И все, кто в Союзе был тогда, понимали: что-то происходит непонятное. В конечном счёте, если я не ошибаюсь, он снял свою кандидатуру. Какие-то загадочные разговоры были, что его вывезли куда-то, угрожали и т.д. Там всё как-то не однозначно было, в духе бандитских 90-х, что ли. 

— А как сам Александр Степанович объяснял ситуацию? 

— После выборов, на которых победу одержал Леонид Потапов, мы обсуждали эту тему в СПП. Конечно, к Александру Степановичу были определенные вопросы за его «активность» и т.д. И я помню, он сказал: когда тебе ружьё к голове приставят, то ты не то будешь делать… Правда или неправда? Свидетелем не был, не знаю. Определённое воздействие, конечно, было. 

— В отношении вас были какие-то угрозы, компроматы и т.д.? 

— Вообще я поздно вступил в эту игру. Думаю, что меня серьёзно и не воспринимали. Но всё-таки предложения со стороны команды Л.В. Потапова были. Политтехнологи от него приходили, говорили, чтобы снимал свою кандидатуру, но без угроз. Мол, всё равно никуда не пройдёшь, шансов нет. Но я сказал, что если пошёл, то буду идти до конца. 

— Ваше выдвижение как-то было связано с Александром Кореневым, с СПП? 

— Конечно, в СПП знали об этом. Но это не было какой-то продуманной акцией или политтехнологией, в смысле оттянуть голоса избирателей и т.д. Я шёл сам по себе, это была моя инициатива. 

— Какая у вас была мотивация участвовать в выборах? 

— У меня была одна мотивация — высказать свою точку зрения. Я работал в реальном секторе экономики, и проблем тогда было очень много. Хотелось, чтобы на законодательном уровне прошли определённые изменения, которые бы стимулировали производство. Предвыборная площадка была очень интересная для выражения своего мнения. И у меня была надежда, что эту точку зрения услышат, оценят и, возможно, русло законов что-то изменит в пользу промышленников. 

— Что вы хотели донести до людей, до властей? 

— Первая проблема — это кадры. Текучесть, нехватка, проблемы с подготовкой. Предлагалось тогда начинать профориентировать молодёжь уже со школы, чтобы ребята могли проходить у нас практику, а мы бы их закрепляли потом на предприятии. Главное ведь люди. Не оборудование, не деньги, а люди. 

Вторая проблема — я всегда защищал «пищёвку». Тогда государство стимулировало, как тогда говорили, базовые отрасли, крупные промышленные предприятия. Им предоставляли 70% льгот, существующих на то время. Я всегда говорил, что у нас единое экономическое пространство, и подходить к нему надо дифференцированно, всем должно быть место. А тогда как было: тяжёлое машиностроение — это да, а вы, ребята, выживайте, как хотите. На тот момент даже поговорка ходила — хлебом занимаются либо идиоты, либо патриоты. 

— На ваш взгляд, ситуация изменилась? 

— Сложно давать объективную оценку, так как отошёл от дел. На мой взгляд, вступление России в ВТО усугубило ситуацию, кроме того, появился диктат торговых сетей. 

— Позитивные моменты у выборов были? 

— Конечно, были. Тогда на предприятии резко возросли продажи. Полезно пиариться! 

— Спасибо вам за интервью. 

Председатель «Русской общины» 

Сейчас мало кто помнит, что Сергей Пронин баллотировался и в депутаты Народного Хурала. В 1994 году он проиграл выборы Евгению Ханхалаеву, позже — руководителю известной в то время фирмы «Мотом» Виталию Морозову. 

30 мая 1996 года была зарегистрирована общественная организация «Русская община». В нее вошли советник президента Потапова Валерий Яковлев, директор Общественного телевидения Бурятии, Петр Степанов — ныне директор театра русской драмы. А председателем «Русской общины» в Бурятии стал гендиректор «Амты» Сергей Пронин. 

«Русская община» была создана в 1996 году, но на президентских выборах в Бурятии в 1998 году не смогла высказаться в поддержку конкретного кандидата. После этого деятельность организации снизилась. Руководство организации ориентируется на руководителей крупных промышленных предприятий, а ее деятельность сосредоточилась на организации празднования Рождества и Пасхи», — писал Евгений Кислов, представлявший Республиканский правозащитный центр. 

Справка infpol.ru
Пронин Сергей Иванович водился в 1952 году в селе Бада Читинской области в семье военнослужащего. В 1960 году семья переехала в Улан-Удэ. Окончил Восточно-Сибирский технологический институт по специальности «инженер-технолог» (1977 г.), Российскую академию государственной службы по специальности «экономическое прогнозирование и методы перспективного планирования» (1994 г.), программу МВА (2008 г.). Трудовую деятельность начал в 1978 году начальником карамельного цеха Улан-Удэнской кондитерской фабрики, в 1983 году был выдвинут на должность начальника производственного отдела, в 1984 году — главный инженер, в 1986 году — генеральный директор фабрики. Под его руководством в сложные годы перестройки фабрика была сохранена и в последующие годы успешно развивалась. Как руководитель особое внимание уделял технической модернизации производства, внедрению передовых технологий. Имеет звание «Заслуженный инженер Бурятской АССР», является автором ряда рационализаторских предложений, включён в список «100 лучших директоров СНГ» и «Лучших менеджеров России».

Автор: Лариса Бочанова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях