Противоположные взгляды на строительство ГЭС высказали сегодня на международном форуме «Байкал как участок всемирного природного наследия: 20 лет спустя» депутаты Госдумы РФ и ученый из Китая.
- Если брать экологическое состояние Байкала 10 лет назад и текущее, то состояние озера явно не улучшается, поэтому присутствие гидростанции никто не поддерживает. На сегодня с точки зрения комитета по экологии мы смотрим на новости по данному вопросу с большой тревожностью. Мы - за максимально консервативный подход. На уровне правительства предпринимаются шаги, чтобы не спешить в этом вопросе. Но мы также должны учитывать интересы другого государства. Вопрос это непростой, - сказал заместитель председателя комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Владимир Панов.
Ведущий профессор института географии и природных ресурсов Академии наук Китая Дун Сочэн высказал иную точку зрения на проблему.
- Я не так много знаю о проекте строительства ГЭС на Селенге, но в целом считаю, что проект строительства должен быть основан на принципах экологии и устойчивого развития. Безусловно, мощность станции не должна превышать водосборный бассейн реки, чтобы ее уровень не понизился. Думаю, что есть возможности разумного подхода к проблеме и разумного использования водных ресурсов. Решение должно быть основано на совместных изысканиях российской и монгольской сторон, - заявил профессор.
Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев добавил, что в настоящее время рассматривается возможность парламентского диалога с Монголией по этому вопросу.
Напомним, о намерениях построить собственные гидроэлектростанции наши южные соседи сообщили около четырёх лет назад. Тогда Всемирный банк выразил готовность профинансировать проект MINIS по развитию инфраструктуры горнорудной промышленности. Речь шла как минимум о двух объектах – плотине на самой Селенге и водохранилище на Орхоне. Таким образом монголы планировали решить проблему энергодефицита.
В 2013 году появился другой проект – на реке Эгийн-Гол, который обещал поддержать Китай. Монголия по какой-то причине не сообщила о нём России, но что строительство ГЭС (которая, к слову, считается одной из самых опасных) стартовало, в соседнем государстве не отрицали.
В мае 2016 года Всемирный банк решил приостановить финансирование гидроэлектростанций на Селенге и водохранилища на Орхоне. А вскоре под вопросом оказалось и строительство Эгийнгольской ГЭС – в Поднебесной не поддержали этот проект из-за претензий со стороны России.
С просьбой вынести вопрос строительства гидроэлектростанций на широкое обсуждение к руководству Бурятии прошлым летом обратился лично глава МИД России Сергей Лавров. Изначально мероприятие планировали провести на территории республики и в соседнем Приангарье осенью. К обсуждению решили привлечь широкий круг жителей, общественников и экспертов. Мероприятие неоднократно переносилось по инициативе монгольской стороны.
То, что обсуждение всё же состоялось, федеральные СМИ поставили в заслугу лично президенту страны Владимиру Путину. Как сообщала интернет-газета «Lenta.ru», именно он летом 2016-го года в ходе встречи со своим монгольским коллегой поднял вопрос, как проектируемые ГЭС могут повлиять на Байкал, а до этого Монголия якобы вообще не планировала учитывать мнение соседей.
В MINIS пояснили, что главная цель этих общественных консультаций – узнать мнение населения и представителей российского правительства «для доработки технического задания на проведение исследований РЭО (региональная экологическая оценка – прим. ред.) и ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). В ходе публичных слушаний, которые прошли в районах Бурятии и в Улан-Удэ в марте, жители республики дружно выступили против строительства ГЭС. А представители монгольской делегации, в свою очередь, обвинили общественников республики в «промывании мозгов» населению.