У Байкала очень много угроз. Это подтвердил и прошедший в Улан-Удэ международный форум «Байкал как участок Всемирного природного наследия: 20 лет спустя»
Впервые за одним столом собрались наука и власть. Как тонко подметил академик РАН Арнольд Тулохонов, власть впервые начинает говорить на языке науки, пока все друг другом довольны.
Решить ли проблемы озера форумами?
В истории сохранения Байкала между представителями науки и властными структурами то и дело возникают недопонимания.
У художественного руководителя Молодежного художественного театра Анатолия Баскакова, который на общественных началах ежегодно собирает волонтеров из разных уголков мира под флагом Международной Байкальской береговой волонтерской службы, скептический взгляд на такие мероприятия:
- Проблемы загрязнения Байкала не решить симпозиумами и конференциями. Все идет от осознания нами, живущими тут, той роли, которую играет Байкал в нашей жизни. Если наше сознание и ответственность за судьбу великого озера не проснется, то уже в ближайшее время мы потеряем его! - эмоционально высказывается он.
С тем, что нужно повышать уровень экологической культуры, согласен и полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло:
- Мы должны докопаться до причин – почему, отчего, откуда идет нагрузка на Байкал? Пока каждый этого не поймет, проблемы не решить. Развитие трех байкальских регионов (Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области) связано особыми условиями Байкала. Нужно действовать взаимосвязано, все мнения должны быть едиными.
Кто виноват?
Этот сакраментальный вопрос не обошел и байкальскую проблему. В споре, кто же больше загрязняет Байкал, виноватого пока не нашли. Но интересны данные исследования, проведенного Байкальским институтом природопользования БНЦ. Общество винит исполнительную влась в бедах Байкала. Так читает 43% из 254 опрошенных местных жителей п. Максимиха Баргузинского района. Также ответственность за состояние озера несут местное население, туристы, законодательная власть и бизнес-структуры.
В целом же местные жители оптимистичны в своих взглядах на проблемы озера: половина опрошенных считает, что ситуация более-менее благополучная.
Экономика или экология
Между тем за сугубо экологическими скрываются и более масштабные проблемы, которые затрагивают национальные и экономические интересы России. Это переход к «зеленой экономике», новые эколого-экономические приоритеты в зоне формирования Великого Шелкового и Чайного пути, приоритеты развития российского приграничья.Важно соблюсти и баланс между экологией и экономикой, о чем также высказался Сергей Меняйло:
- Возможен баланс экономики и экологии. Мы должны при принятии решений взвешивать, что важнее. Экономическое развитие? Какой эффект оно даст с точки зрения воздействия на природу и людей, которые живут на этой территории?
Также он особо подчеркнул, что Байкальский регион – это особый статус, аналогов которому нет. Даже пример взять не с кого, заметил он.
К закону о Байкале вернутся в сентябре
К программе «Байкал: великое озеро великой страны» в Госдуме вернутся осенью. Об этом на форуме сказал председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев:
- Два раза мы в нашем комитете рассматривали разные версии этой программы. Сначала мы сделали целый ряд замечаний. Они были направлены на устранение перекоса в сторону бизнеса в ущерб экологии. Вторая версия программы, которая была представлена Минэкономразвития и правительством РФ в апреле 2017 года, была усилена в экологическом направлении. Сейчас нам необходимо программу принять.
Байкал жив и жив ущерб
- На уровне правительства рассматривается тема восстановления объемов ФЦП. Мы хотим довести их до уровня первоначального проекта, в два раза увеличить те затраты, которые есть сегодня, - сообщил министр природных ресурсов РФ Сергей Донской.
Кроме того, в планах правительства РФ продлить действие федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал», которая должна завершиться в 2020 году. Ориентировочно она будет продлена до 2030 года.
При этом, по оценке Минприроды, результаты экологического мониторинга Байкала и комплексной оценки его состояния убедительно свидетельствуют, что антропогенное влияние не привело к значимым изменениям гидрохимического режима в масштабе всего озера.
- Сейчас, после закрытия БЦБК, главный фактор загрязнения озера - твердые отходы, формирующиеся в системе ЖКХ, - отметил министр.
«Тема федеральной целевой программы «Байкал» будет ключевой, и те недоработки, которые мы сегодня фиксируем, будут подняты на уровень президента. Деньги есть, ресурсы есть, но почему-то все стоит на месте», - подчеркнул Сергей Донской.
В первоначальной редакции программы объемы финансирования превышали 58 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 48 млрд. После ряда корректировок общая цифра снизилась до 57 млрд рублей.
Две беды от воды
Алексей Цыденов обратился к Сергею Донскому с просьбой оказать содействие и включить в ФЦП «Охрана озера Байкал» реконструкцию ряда объектов. Речь идет о переводе на экологически чистые технологии котельных в Турунтаево, Кабанске, Выдрино, Ангое, Закаменске и Новой Бряни.
Кроме того, необходима реализация проекта защиты города Улан-Удэ от затопления паводковыми водами рек Селенга и Уда. В 2016 году завершена разработка его документации. Сейчас проект находится в Главгосэкспертизе России.
- В последние годы у нас засуха, однако, водность имеет цикличность. Сегодня воды нет, завтра она есть. А в регионе около 50 тысяч человек находится в затопляемой зоне, - аргументировал свою просьбу Алексей Цыденов.
Очистным - быть
Также он отчитался о ходе реализации федеральной программы по охране озера Байкал за 2016 год и первое полугодие 2017 года.
В 2016 - 2017 годах извлечено и утилизировано до 14 тонн нефтепродуктов, загрязняющих воды реки Селенги. Ведутся работы по ликвидации экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. С 2013 по 2015 год вывезено более 2 млн кубометров техногенных песков в районе города Закаменска.
Заключен госконтракт на выполнение работ по ликвидации экологических последствий деятельности Холбольджинского угольного разреза и шахты Гусиноозёрская.
В Кяхте практически завершены работы по строительству, модернизации и реконструкции очистных сооружений. Ввод в эксплуатацию объекта запланирован на четвертый квартал 2017 года. Завершены модернизация очистных сооружений и строительство канализационного коллектора в селе Петропавловка Джидинского района. А 4 августа начнутся торги по реконструкции правобережных очистных по первому этапу первого пускового комплекса в Улан-Удэ.
Разрабатывается проектная документация по реконструкции очистных сооружений в селе Выдрино Кабанского района, планируется приступить к разработке проекта на реконструкцию в городе Северобайкальске очистных сооружений, входящих в границы Центральной экологической зоны БПТ, а также проекта на реконструкцию очистных сооружений в городе Гусиноозерске.
Противоположные взгляды на строительство ГЭС высказали депутаты Госдумы РФ и ученый из Китая.
«За»
Ведущий профессор института географии и природных ресурсов Академии наук Китая Дун Сочэн:
- Я не так много знаю о проекте строительства ГЭС на Селенге, но в целом считаю, что проект строительства должен быть основан на принципах экологии и устойчивого развития. Безусловно, мощность станции не должна превышать водосборный бассейн реки, чтобы ее уровень не понизился. Думаю, что есть возможности разумного подхода к проблеме и разумного использования водных ресурсов.
«Против»
Заместитель председателя комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Владимир Панов:
- Если брать экологическое состояние Байкала 10 лет назад и текущее, то состояние озера явно не улучшается, поэтому присутствие гидростанции никто не поддерживает. Мы - за максимально консервативный подход. На уровне правительства предпринимаются шаги, чтобы не спешить в этом вопросе. Но мы также должны учитывать интересы другого государства.