Досуг
2963

Министр культуры Бурятии объяснил высокие расходы на «Голос кочевников» дорогими авиабилетами

По словам Тимура Цыбикова фестивали, организованные учреждениями культуры, не могут быть окупаемыми

Фото: Артем Федотов

Министр культуры Бурятии рассказал, почему на фестивали в республике тратят бюджетные деньги, как среагировала полиция на зрителей «Голоса кочевников», и почему нельзя переносить его в черту города, сообщает газета «Бурятия»

- Зачем тратить бюджетные деньги на фестиваль, если есть спонсоры? И какова самоокупаемость этого мероприятия? 

- На сегодняшний день любые фестивали, организованные учреждениями культуры, не могут быть окупаемыми. Окупаться могут такие услуги, как, к примеру, передвижные цирки или концерты звезд шоу-бизнеса, не более того. Наш фестиваль в данном случае некоммерческая музыка, и ориентировать его на самоокупаемость - это неправильно. 

В этом году в фестивале приняли участие около шести тысяч человек. И это было комфортно. Конечно, можно ставить себе целью увеличить количество зрителей еще. Но нужно понимать, какова наша цель. В том же «Степном кочевнике» при количестве зрителей более десяти тысяч человек будет уже не так удобно находиться. При этом, если билет будет стоить 350 рублей, то и выручка составит всего 3,5 миллиона рублей. А общие расходы на фестиваль составляют порядка 6 млн рублей. Это снова к вопросу окупаемости. 

Но если мы говорим о существовании фестиваля за счет спонсоров, то их надо сначала найти. Таких спонсоров на сегодняшний день в нашей республике, к сожалению, нет. Крупных компаний федерального масштаба почти нет. К тому же они тратят достаточно много средств на другие социальные цели – поддерживают социально значимые мероприятия в «своих» районах и населенных пунктах. 

- Почему расходы на фестиваль были такими высокими? 

- В основном из-за дорогих авиабилетов, стоимость которых в летнее время достигает 40 тысяч рублей. Почему-то в обществе существует предвзятое мнение, что, если культура проводит какие-то мероприятия, она зарабатывает. Нет. Мы работаем для того, чтобы создать в республике качественную культурную жизнь. У нас целая линейка мероприятий. На самом деле на столь масштабные, качественные и многочисленные мероприятия, проводимые Министерством культуры, тратятся очень скромные деньги. Например, наши соседи иркутяне только на проведение одного фестиваля «Звезды на Байкале» тратят порядка 20 млн рублей из бюджета своего региона, а красноярцы на один фестиваль «Мир Сибири» - порядка 16 млн рублей. 

Мы проводим и бесплатные для зрителей фестивали, такие как Фестиваль казачьей культуры «Единение» и эвенкийский фестиваль «Больдер», фестиваль русской культуры «Байкальский хоровод». Их бюджет составляет от одного до двух миллионов. Но это всё условные значения. Мы рассматриваем все мероприятия в комплексе, знаем, где мы можем продавать билеты, а где нет, и достаточно разумно выстраиваем ценовую политику. 

- У многих вызвала недоумение цена билетов. Люди никак не могли прийти к общему знаменателю, называя разные расценки? 

- Да, цена на второй день фестиваля доходила до 1000 рублей. Но за эту цену зритель увидел выступление 8 коллективов, а это ведь 8 полноценных концертов по цене одного! Средняя цена билетов на фестиваль составила около 500 рублей. Были и студенческие, и групповые скидки на билеты. На будущее мы всё равно будем думать над стоимостью билетов и, наверное, снижать до 350-500 рублей, уж больно много нареканий было в этом году. 

- На фестивале собрались люди с разными музыкальными вкусами, разными предпочтениями. Как удается собрать их вместе? 

- Публика фестиваля в этом году нас порадовала. Каждый нашел исполнителя на свой вкус. Это в основном зрелые люди, семьи. Молодежь приехали на Sunsay, старшее поколение приехало на Намгар и Бадму-Ханду, люди от 40 лет приехали на «Калинов мост». Увидев и услышав, каждый для себя сделал новое музыкальное открытие. Очень важной для нас была целевая аудитория от 40 лет и их дети 15-22 лет. А также зрители до 30 лет. Подбор исполнителей был точно определен. Даже полицейские отметили, что у нас очень серьезная, комфортная публика, и им приятно работать, никаких серьезных правонарушений они не зарегистрировали. 

- Присутствует ли вкусовщина на фестивале? Некоторые люди яростно утверждают, что она есть. 

- Каждый должен заниматься своим делом. У нас есть художественные руководители, художественные советы, на них всё подробно обсуждается. С одной стороны, влияет сумма гонораров для того или иного исполнителя. Приглашая неизвестных артистов, мы экономим, во-первых, на гонорарах, а с другой стороны, открываем всей России коллективы, которые в принципе не звучали в стране. 

За 9 лет «Голос кочевников» открыл для страны и мира ряд коллективов, которые сейчас очень популярны. Структура исполнителей очень точно удовлетворяет разную целевую аудиторию. Бурят-монгольская музыка интересна москвичам, для иркутян и читинцев интересна другая музыка. А вообще, одно и то же сложно представлять на фестивале. Если у нас и есть вкусовщина, то она должна быть. Мы должны открывать что-то новое, не сидеть в одном и том же мире. Слушать разную музыку, чувствовать качественную, хорошую музыку. Если мы не будем привлекать новых исполнителей, наш фестиваль потухнет. Мы должны стремиться открывать что-то новое. Сейчас поступают предложения приблизить фестиваль к городу, но тогда изменится формат, не будет чувствоваться степь и атмосфера путешествия. И гостям нашей республики из других регионов будет неинтересно приезжать на фестиваль. 

- Хотелось бы немного поговорить о цифрах. 

- Музыканты имеют право не озвучивать свои доходы, поэтому мы не имеем право предоставлять такую информацию. Это прописано в любом стандартном соглашении с артистом. Ну а в целом, из республиканского бюджета выделили 4,5 млн. Из них на гонорары 1,4 млн, на транспортные расходы 2,5 млн, на аренду сценического оформления 1 млн рублей. 

Расходы бюджета даже не покрывают минимальные расходы в организации фестиваля. Рекламную кампанию мы проводили в Иркутске и в Бурятии. Администрация Заиграевского района в этом году активно участвовала в организации фестиваля. Все службы этого района создавали комфортные условия для работы. Это показывает, что территория заинтересована в проведении таких масштабных мероприятий. 

- Претензии предъявляли и к туалетам. Как вы думаете, можно было бы поставить пару-тройку за госсчет? 

- Мы как государство не имеем право тратить деньги на коммерческие туалеты в «Степном кочевнике». Вопросами по размещению дополнительных туалетов занимается предприниматель. Мы просто арендуем данный комплекс. 

К слову, для аренды автобусов не привлекались бюджетные деньги. В этом помогало министерство транспорта и администрация района, которые привлекли фирмы по перевозке. 

К слову о предпринимателях, находясь на фестивале, человек не только покупает билет, но и совершает очень много покупок – от еды до зонтиков и столиков, сахарной ваты и сувениров. Если приблизительно посчитать, что каждый участник или зритель в среднем потратил 1 тысячу рублей, то значит, предприниматели за два дня фестиваля заработали около 6 млн рублей. А это тоже наша цель - будучи генератором событийного туризма, способствовать развитию малого и среднего предпринимательства.

Автор: Буряад Унэн

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях