Сотрудники Русской службы британской телерадиокомпании BBC сравнили несколько чеков, оставшихся от закупок в российских гипермаркетах трехлетней давности, с чеками от лета 2017 года и пришли к выводу о том, что их личная инфляция была вдвое выше официальной.
Из реальных цифр в трех чеках, пробитых с интервалом менее чем в две недели в 2014 году, был составлен единый список, по которому затем проверили, во сколько бы обошлись те же еда и напитки сегодня.
Как выяснилось, вместо 4422 рублей три года назад в настоящее время нужно заплатить за аналогичный набор 7471 рубль. Рост - на 69%.
Для корректности расчетов экспериментаторы не стали учитывать "запрещенку" и другие товары, близких к которым по свойствам сейчас уже не найти.
С учетом же санкционного продовольствия вроде итальянского пармезана или испанского хамона в июле-августе 2014 года покупки обошлись бы в 6270 рублей, что все равно заметно меньше сегодняшнего чека.
Сильнее всего за прошедшие три года подорожал дикий рис. Более чем вдвое увеличились цены на майонез с лимонным соком (при этом обычный провансаль оказался единственным товаром в выборке, который за три годы не подорожал, а подешевел), адыгейский сыр, кабачки, дыни, огурцы, пищевую морскую соль, итальянское игристое вино и оливковое масло.
Менее чем на 10% подорожали только пять товаров из 42, цены на которые удалось сравнить с нынешними: молодой чеснок, сыр рикотта российского производства, сумка для покупок из нетканого материала, булочка с кунжутом и сушеная петрушка.
При этом с конца июля 2014 года по конец июня 2017 года индекс потребительских цен на товары и услуги в России, по подсчетам Росстата, вырос на 29%. Номинальные среднемесячные доходы россиян за три года выросли только на 19%. Это значит, что реальные доходы работающих россиян от наемного труда (с поправкой на инфляцию) упали на 10%.
При этом население воспринимает рост цен еще более остро. Так, в сентябре 2015 года почти каждый пятый россиянин считал, что цены за предыдущие 12 месяцев взлетели более чем на 50%, показал опрос Банка России. В июне 2017 года эта доля сократилась до 3%, однако россияне в среднем все равно уверены, что инфляция примерно втрое выше, чем та, о которой говорит официальная статистика.
В этом нет ничего удивительного, поскольку индекс потребительских цен Росстата - это агрегированный показатель, который отражает потребление среднего россиянина. Американцы и европейцы тоже считают, что инфляция у них в стране выше, чем показывают официальные цифры, пояснил журналистам Марсель Салихов, главный директор по экономическому направлению Института энергетики и финансов, сообщает «Newsru.com».