Когда у человека возникают жизненные трудности (личные, в отношениях с другими людьми, со своим ребенком), а он не знает, кому довериться и что делать, то часто возникает вопрос: «Чем может помочь психолог и психологическая консультация?»
Сегодня Арт-терапия это серьезный метод психотерапии, решающий множество психологических проблем. Успешно применяется при устранении неврозов, депрессий, повышенной тревожности и др. И важно то, что она удовлетворяет одну из фундаментальных потребностей человека – самоактуализацию, отсутствие которой вызывает хроническую неудовлетворенность собой и своим существованием.
Само рисование совместно или без терапевтического эффекта сильно влияет на развитие мозга, визуально-пространственные навыки и зрительную память. Это очень важно для развития ребенка, а в особенности детей с РАС. При работе с аутичным ребенком используют сюжетное рисование, когда обучающий ребенка педагог или взрослый проговаривает тот сюжет, который изображает на рисунке ребенок, тем самым структурируя нарисованные события, связывая их с событиями из жизни ребенка и значимыми для него впечатлениями.
Сюжетное рисование - аналог сюжетной игры, его замена для аутичного ребенка. Ведь использовать ролевые игры для обучения таких детей иногда невозможно. Важно, чтобы изображения соответствовали конкретным персонажам и предметам из жизни ребенка. Можно пририсовывать к его рисунку дополнительные детали - они позволят создать понятный и привлекательный для него образ. Добавлять детали лучше дозированно: так они помогут задать перспективу развития событий на рисунке.
Рисование в психологической коррекционной работе помогает установить и развить контакт с ребенком, повысить его психический тонус и активность. Также методика помогает облегчить вывод его внутренних переживаний вовне, увеличить время занятий одной деятельностью и развить усидчивость.
Для работы со взрослыми в арсенале психолога есть различные техники ведения арт-терапевтической сессии. На первых консультациях человеку, который согласен на такой вид психологической помощи, предлагается сделать спонтанный рисунок, делая акцент на текущее эмоциональное состояние. Перед этим всегда проводится глубокий анализ его психологического состояния. Затем, когда рисунок или набросок готов, выслушивается рассказ автора о рисунке и задаются уточняющие вопросы.
На последующих консультациях этот рисунок предлагается дополнить или изменить - в зависимости от того, как меняется отношение человека к своему произведению. Обычно через несколько сессий он меняет отношение к своим проблемам и открывает новые перспективы развития событий в жизни. Автор привносит в рисунок новые детали, отражающие его расширенное восприятие происходящего с ним.
Случается, что человек полностью меняет нарисованный эскиз на новый. Иногда рисунок переносится на холст и оформляется в рамку для придания законченного вида.
Таким образом, человек, даже не имеющий способностей к рисованию, получает психологическую помощь в решении своих проблем и в то же время создает художественное произведение собственными руками. Он также получает эстетическое удовлетворение от того, что смог прикоснуться к высокому искусству, создав произведение, пропитанное эмоциональным и психологическим настроем. Не исключено, что работа найдет отклик у стороннего наблюдателя.
Конечно, считать произведение, написанное в рамках арт-терапии, в полной мере художественным нельзя, но для индивидуального творчества это определенного рода вершина, к которой имеет смысл стремиться.
дети
6235
Рисование как вид психологической помощи
Арт-терапия для детей и взрослых