Азия
3332

Мастера цвета. Как художники украшают дуган на месте первого дацана хори-бурят

Еще издали даже в незавершенном виде дуган в селе Зандин привлекает своей красочностью

На фоне пожелтевшей от зноя степи храм в красочном колорите цветовых композиций смотрится особенно нарядно. 

Особую роль в бурятских дацанах играет цвет. Ученые считают, что эстетический вкус бурятского народа отличает любовь к яркому, насыщенному цвету. Наиболее полно это отразилось в красочных композициях декоративно-прикладного искусства, сохранившихся в оформлении дацанов, где мастера учитывали и объемно-пространственное восприятие храмов с различных расстояний. Некоторые историки считают, что переселенные во второй половине XVIII века в Бурятию семейские тесно соприкасались с художественной культурой бурят. «Оазисы цивилизации» называли тогда дацаны в Забайкалье. 

В годы борьбы с религией тогда еще молодой художник Роман Мэрдыгеев и уже известный в Бурятии писатель и поэт Солбонэ Туя съездили в экспедицию по еще сохранившимся дацанам и  написали отчет весьма живым языком. «Понятие гармонии красок у дацанских художников далеко не то, что у европейских художников. Преобладающими красками здесь являются: белая, красная, зеленая, синяя, фиолетовая, желтая и оранжевая, а дополнительные к нему: розовая, малиновая и бордовая — к красной; желто-зеленая, светло-зеленая, изумрудная зелень с белилами — к зеленой; кабальтовая и голубая — к синей; ультрамариновый цвет — к фиолетовой и, наконец, дополнительные коричневые и серые тона. Черная краска в виде китайской туши, как золото и серебро, употребляется как материал, дающий законченность произведений, – написано в отчете и добавлено: - Грязных тонов, которыми пользуются европейские художники, в дацанском изобразительном искусстве нет, краски у них ярки, резки и весьма оригинальны. Тени получаются усилением тонов. В некоторых случаях принято отделять изображаемый предмет от фона тонкой, чуть заметной черной или коричневой краской. В дацанской живописи линия играет большую роль: от нее зависит форма изображения, складки одежды, она придает выражение лицу, красота и нежность тонов, по мнению дацанских художников, зависит от приготовления и терки красок». 

Причем экспедиции удалось найти нескольких художников, которые не только подражали, но и  сами создавали оригинальные картины. Например, лама-живописец в Эгитуйском дацане Даба Тушнэ. 

- Он несколько раз писал Цаган Убгэна и каждый раз меняет вид картины, обстановку, позу самого старца… Он, несомненно, сделал шаг к реализму, что говорит о том, что многие молодые художники-ламы уже на пути отхода от механического подражания образцам буддийского искусства, – констатировали ученые. 

В новом дугане села Зандин молодые мастера тоже умудряются в рамках жестких канонических схем создавать оригинальные произведения искусства. Например, редко где увидишь изображения восьми символов буддизма прямо под крышей. 

- Этот дуган отличает то, что в нем очень много росписи как снаружи, так и внутри. Обычно в буддийских храмах чаще применяют для украшения орнаменты. А роспись применяется реже, – рассказывает художник из Улан-Удэ Сэсэг Дугарова. - Украшение дугана - идея инициатора и руководителя строительства Дондока Чимитовича. Посмотрите, какие необычные ворота. Вместе с нами работает автор этих рисунков Дулмасу Гумпылова родом из улуса Алтачей. Она уже 20 лет занимается живописью, скульптурой и реставрацией дацанов. А еще нам помогает Сэсэгма Шенхорова. 

Такой дуган – настоящее произведение коллективного творчества. С годами он, несомненно, станет  памятником художественной культуры Бурятии. 

«Открывали глаза»

Скульптуры божеств Будды Шакьямуни, защитника – сахюусана Намсарая и Зеленой Тары привезли из Китая через Монголию. Их покрыл золотом мастер Баир Бадмаев, обучавшийся в Иволгинском дацане с 2006 – 2011 годы. 

- Я покрывал статуи сусальным золотом и «открывал им  глаза», то есть прорисовывал их. Ведь они прибыли просто в виде металлических статуй. Мы их мыли, чистили, убирали мелкие изъяны, обезжиривали и только потом покрывали сусальным золотом и лаком, – рассказывает мастер. 

Львиный трон

Одновременно с росписью идет реставрация старинного субургана на том месте, где в старину появился первый дацан хори-бурят. Примечательно, что местные жители сберегли эту ступу даже в годы борьбы с религией. Более того, в  атеистические советские годы зандинцы не переставали молиться здесь. Поэтому сейчас во всей этнической Бурятии сложно найти более старинную ступу. Во время реставрации здесь сняли толстый слой скопившейся извести, которой веками белили субурган. К изумлению мастеров и строителей, под слоем краски оказались старинные рисунки и орнаменты. Особенно поразило изображение снежного льва на блоке субургана,  называемом львиным троном. Он символизирует непобедимость Дхармы — четыре вида бесстрашия Будды. Такой лев  пришел к нам из древнеиндийской культуры символом владычества, защиты и самого Будды. Речь Будды иногда называют «львиным рыком». Это символизирует превосходство его учения над всеми другими доктринами. Но если большинство львов у буддийских храмов и на ступах имеют грозный оскал с клыками, то лев на зандинском субургане улыбается почти человеческой улыбкой. Словно радуется тому, что видит вокруг. 

Оргкомитет Зандинай дуган приглашает всех на открытие 19 августа в субботу. 

В программе:

9.00 – молебен

13.00 – торжественная часть. Участвуют представители всех племен: хори, эхириты, булагаты, хонгодоры, сойоты, хамниганы.

14.00 – конные скачки, национальная борьба, стрельба из лука

Конкурс старинных песен, участвуют взрослые и дети.

Игры: шатар, шагай наадан, перетягивание кнута, hайр шаалган, ноhо эрхэ.

18.00 – концерт звезд бурятской сцены, ехор, фейерверк. 

Внимание:

  • поступило мало заявок на конкурс старинной песни от детей. Положение на сайте infpol.ru
  • 19 августа будет организовано три автобуса от площади Советов в 6.00 утра, с надписью «Зандин». Стоимость 500 рублей в обе стороны.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях