10 августа в ряд авиаотделений выехала трудовая комиссия «Забакальской базы авиационной охраны лесов». Работникам разъяснят механизмов начисления их зарплат.
Напомним, что днем ранее в редакцию infpol.ru обратились десантники-пожарные Юрий Кадиров и Олег Борисов. По словам мужчин, им и их колегам уже больше трех месяцев не выплачивают зарплаты. Также огнеборцы вынуждены выезжать на пожары, используя старое снаряжение и некачественную спецодежду, утверждают они.
После публикации о нелегких трудовых буднях пожарных в редакцию пришел ответ от Республиканского агентства лесного хозяйства. В нем агентство разъясняет сложившуюся ситуацию.
Зарплата авансом и питание за свой счет
Как утверждают в РАЛХ, в 2017 году порядок оплаты труда пожарных-парашютистов кардинально изменился. В частности, она теперь зависит от двух критериев: это класс пожарной опасности и скорость тушения конкретного очага.
- Высокий класс пожарной опасности держится в Бурятии практически все лето, - говорит пресс-секретарь агентства Екатерина Иванчикова. - При таком классе и при высокой оперативности тушения средняя зарплата за 8-часовой рабочий день пожарного-парашютиста составляет более 2,5 тысяч рублей. Это без учета стажевой надбавки, районного коэффициента и оплаты за сверхурочную работу. Часто пожарные работают по 10-12 часов в сутки, и время переработки оплачивается им отдельно в повышенном размере.
Задержки и в самом деле случаются, так как выдавать зарплаты можно лишь после подтверждения проведенной работы и затрат на нее.
- Это занимает определенное время, поэтому людям из резервных средств выдаются авансы, - уточняют в РАЛХ. - В частности, Юрий Кадиров с апреля 2017 года участвовал в тушении десяти лесных пожаров. Ему заплатили за четыре пожара, за другие четыре заплатят в ближайшие время - сразу после защиты затрат в агентстве, и по двум оставшимся - в установленные сроки. По заявлению работника, ему неоднократно выдавался аванс. Олег Борисов участвовал в тушении 12 лесных пожаров, по семи из них оплата осуществлена. По трем будет произведена в установленные сроки. Он также неоднократно брал аванс. На сегодняшний день задолженностей по зарплате нет.
Как утверждают в агентстве, с каждым сотрудником у них, как и положено, заключен трудовой договор. В нем прописан порядок оплаты труда, соцпакет, условия труда и специфика работы.
Что касается командировочных, то до недавнего времени лесных десантников действительно обеспечивали бесплатным питанием. Однако в прошлом году в отраслевое соглашение по лесному хозяйству РФ были внесены изменения.
Теперь работодатель лишь организует питание пожарных, то есть "обеспечивает кухонной утварью для готовки в лагере, либо приглашает представителей общепита для того, чтобы пожарные-парашютисты за свой счет могли обедать на месте работ".
- Деньги перечисляются работникам на указанные ими счета в иные дни, не установленные для выплаты зарплаты. При они сами определяют объем необходимых им авансовых средств. Иногда возникает ситуация, что сотрудники выбирают авансами большую часть начисленной заработной платы, - говорит Екатерина Иванчикова.
Как говорят сами мужчины, они боятся показывать свои расчетки женам. Ведь в них по итогам месяца указаны суммы со знаком минус. Между тем, супруги сами обращаются с вопросами к работодателю своих мужей, так как денег домой добытчики не приносят.
Уволился - купи костюм
Также десантники жалуются на то, в каких условиях им приходится работать в сезон пожаров. Машины едва не разваливаются по пути к месту назначения, спецодежда тлеет от приближения к огню, а в спальных мешках от холода зубы стучат друг об друга.
- Летом еще куда ни шло, но ближе к осени в этом спальном мешке можно почки оставить. С нас удерживают даже за спецодежду, которая должна предоставляться бесплатно. И одежда эта не то что от пожара плавится, даже от упавшего на нее пепла рассыпается в прах. Как в этом работать? - говорит Юрий Кадиров.
Между тем, в выборе моделей палаток, спальников, обуви и защитных костюмов участвуют сами пожарные, говорит Екатерина Иванчикова:
- Каждый раз, перед заключением контракта на поставку обмундирования, собирается комиссия из руководителей авиаотделений и пожарных-парашютистов. Они коллегиально выбирают подходящие модели для работы. Работодатель оплачивает покупку обмундирования.
Однако при увольнении с зарплаты огнеборца высчитывают стоимость энцефалитного костюма и сапог, если он уволился до истечения срока их службы, который составляет один год. При этом одежда и обувь достаются ему в личное пользование.
Руководство агенства настаивает - лесные десантники должны адекватно оценивать свои силы и возможности для работы в особо сложных условиях в пожароопасный период, ведь для этого и создана их служба. А также допускает, что их жалобы - это своего рода протест против усиления контроля за их дисциплиной.