Петиция в защиту бурятских учителей появилась на сайте Change.org в минувшую пятницу, 11 августа. Её автор – преподаватель, кандидат исторических наук и общественница из Москвы Ирина Канторович.
В обращении, адресованном главе государства Владимиру Путину, она требует пересмотреть систему оплаты труда школьных педагогов, которая начала действовать в республике ещё в 2008 году. Уже в течение нескольких лет финансирование учебных заведений производится по нормативно-подушевому принципу: каждый новый ученик должен приносить школе и работникам дополнительные средства. Иными словами, чем больше детей, тем больше фонд оплаты труда. Если же штат увеличивается, то зарплаты, соответственно, сокращаются.
С 2008 года администрации образовательных учреждений начали проводить оптимизацию штатного расписания – избавляться от «лишних» людей и ставок. Многие педагоги остались без работы. Больше всего в зарплате потеряли учителя малокомплектных школ. Детей расформировывали по «параллелям», чтобы в каждом классе было не менее 25 человек и их можно было бы «разбивать» на подгруппы по некоторым предметам. Естественно, мнение самих школьников при этом не учитывалось.
И хотя с самого начала бурятский профсоюз предлагал внедрить штатно-окладную основу, министерство образования республики вступило в эксперимент по нормативно-подушевой системе. В итоге её и утвердили в качестве постоянной.
По мнению Ирины Канторович, новая система оплаты труда (НСОТ) «развязала» руки руководству учебных заведений.
- Директор любой школы имеет право с очень большой долей самостоятельности распоряжаться выделенным ему бюджетом, в том числе и экономить его, а потом из сэкономленных денег совершенно законно поднять зарплату себе и «своим» сотрудникам. Поэтому многие (не все) руководители стремятся «экономить» на всём, чтобы перенаправить себе побольше денег, – убеждена автор петиции.
В другом обращении, размещённом уже на сайте РОИ, отмечается: НСОТ вводилась с целью поощрения лучших работников. Но на практике стимулирующие и премии зачастую «львиной долей переходят в зарплатные выплаты администрации и близких к ней лиц».
- Положения об оплате труда самоуправно принимаются директорами и оспорить их невозможно, так как соответствующие установочные документы носят рекомендательный характер. Оставшиеся работники работают на износ, а уволенные становятся безработными. При этом в учреждениях появляется целый штат заместителей, руководителей подразделений, состоящий из родственников и знакомых директора. Им назначаются большие оклады, выплачиваются премии и стимулирующие, но чем именно занимаются эти люди и занимаются ли вообще, никому не известно, – подчёркивают инициаторы.
Под петицией в защиту бурятских педагогов подписываются не только жители республики, но и представители других российских городов.
- Неужели во всей России не найдется людей, готовых поддержать учителей Бурятии? Прошу вас, отдайте свой голос, и, возможно им станет легче жить. Может быть, и у власти проснётся совесть. Раскаяться никогда не поздно, – написала москвичка Наталья Мазепова.
По словам главы Минобрнауки Бурятии Баира Жалсанова, сегодня средняя зарплата в сфере образования составляет 26 тысяч рублей.
- Показатели не достигаются только в 129 малокомплектных школах. Всего в республике зарегистрировано 11 тысяч ставок. На них приходится восемь тысяч учителей, то есть нагрузка на одного учителя в среднем составляет 1,5 ставки. Это 24-25 часов вместо положенных 18, – пояснил и. о. министра на правительственном брифинге в мае. – Если мы пойдём по пути выравнивания заработной платы из расчёта одной ставки, то нужно будет, в первую очередь, дополнительно найти более трёх тысяч учителей. Потребуется 1 миллиард 300 миллионов рублей. Таких денег у нас, конечно, нет. Но повысить качество образования можно не через увеличение заработной платы, а через уменьшение нагрузки на учителей. Сейчас рассматривается действенный метод, когда у педагогов будет возможность индивидуально работать с отстающими или одарёнными детьми в свободное от уроков время.