Байкал
6172

«У местного населения сложились специфические отношения с бывшими заключёнными»

СМИ рассказали, как АУЕ проникло в Бурятию и Забайкалье

Фото: всёчтонадо.рф

В последнее время в прессе всё чаще появляются публикации о подростках, живущих по воровским понятиям – приверженцах криминального движения АУЕ (Арестантский Уклад Един, Арестантско-уркаганское единство – прим. авт.). Шумиха в СМИ началась после того, как в июле 2016 года ответственный секретарь совета по правам человека (СПЧ) Яна Лантратова сообщила: тюремная субкультура держит под контролем детей из 17 российских регионов, в том числе Забайкалья, Бурятии и Иркутской области.

Об АУЕ, «захватившем» байкальские регионы, неоднократно писали ведущие федеральные издания. В марте 2016-го телеканал «Россия 24» даже посвятил этой проблеме спецрепортаж под названием «Забайкальская каморра». Тогда корреспондент рассказал: неформальное движение в Бурятии и Забайкальском крае буквально «поглощает» местную молодёжь, а заправляет «блатным миром» один человек – авторитет Георгий Углава по прозвищу Тахи.

«Новая пионерия» и фильмы про АУЕ

Об АУЕ в интервью infpol.ru подробно рассказывал бывший следователь и улан-удэнец из околокриминальных кругов. В декабре откровения самих последователей этого движения опубликовал «Московский комсомолец». А буквально через полгода в «Новой газете» появилась статья под названием «Страна из трёх букв», посвящённая молодёжной криминальной субкультуре. По мнению автора материала – Алексея Тарасова – аббревиатура АУЕ стала «настоящей идеологией» и «объектом поклонения» среди подростков, склонных к криминалу. Её используют в качестве возгласа-приветствия, для идентификации «свой-чужой» и при нападениях на граждан. «НГ» называет АУЕ «новой пионерией» и отмечает: без досконального изучения движения, пропагандирующего тюремную романтику, невозможно понять криминализацию современных подростков, которая сегодня «достигла пугающих масштабов».

По словам доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника института этнологии и антропологии РАН Дмитрия Громова, при исследовании этой субкультуры следует различать реальные социальные проблемы и виртуальную игру.

- Хочется заострить внимание ещё и на том, что нынешняя волна интереса к АУЕ возникла благодаря выступлению Яны Лантратовой, которая фактически сделала рекламу этому движению. Даже Путин отреагировал на её доклад. Перед нами пример «моральной паники»: некто сообщает через массмедиа о незначительном явлении и через это явление получает информационную поддержку, – рассказал Громов «Медузе». – И вот уже вместо маргинального забайкальского явления – модный всероссийский мем. Если бы Лантратова просто сделала доклад о криминализации в подростковой среде, не упоминая яркого бренда АУЕ, она бы поступила более профессионально.

АУЕ уже посвящают фильмы. Так, недавно бурятская кинокомпания «Asia Films» приступила к работе над картиной с участием несовершеннолетних осужденных. Рабочее название ленты – «По совести». Съёмки будут проходить на территории детской воспитательной колонии Ангарска.

Криминальная идеология постепенно проникает и в Интернет. Множество групп, посвящённых АУЕ, есть в соцсети «ВКонтакте». Подробно об этих пабликах в июле рассказывала «Открытая Россия».

«Детская преступность зашкалила»

Не оставил без внимания эту тему и популярный портал «NewsInfo». Как отмечает издание, сегодня криминализация подростков в России бьёт все рекорды. Речь идёт не о банальном хулиганстве с битьём стёкол и вымоганием денег у прохожих, а о мафиозных группировках и молодёжных бандах, действующих в ряде регионов.

- В течение последних десяти лет, как чумное поветрие, распространился феномен так называемого АУЕ. Зародившись в детских домах Забайкальского округа – Хилке, селе Новопавловка и других, малолетние группировки быстро распространились среди тинейджеров по всей стране, – пишет «NewsInfo». – Есть примеры беспримерной жестокости в Казани. Малолетки провели разборку со строптивым одноклассником в микрорайоне Юдино, а в результате была убита вся семья. При задержании подозреваемые кричали: «АУЕ!»

Детская преступность, отмеченная печатью АУЕ, зашкалила, и на одном из последних совещаний в ходе весенней сессии Госдума рассмотрела вопрос об уголовных молодёжных группировках, подчёркивает портал.

«Почему вы об этом не знаете?»

Напомним, на том заседании представитель МВД России Евгений Дубов попытался приуменьшить опасность, исходящую от криминального движения.

- Все слышали и видели в интернете и средствах массовой информации ролики с участием подростков, которые выкрикивают какие-то лозунги и при этом звучит аббревиатура АУЕ. Как она расшифровывается, все, наверное, опять же из СМИ знают: «арестантский устав един». Если разобраться, то никто из этих несовершеннолетних в местах лишения свободы не был, – цитирует Дубова «Дождь»– Раскрывать всё я, конечно, не могу, но ребята, когда их спрашивали, в чём смысл состояния в некоей организации, отвечали: «Никакой организации нет». - А где ты узнал? - Из интернета. - А что это значит? - Я не знаю, что значит. Вот все говорят и я говорю».

За этим последовал жёсткий ответ старшего помощника главы следственного комитета России Игоря Комиссарова, который счёл, что его коллега живёт «в параллельном мире».

- Я не знаю, где вы работаете, но вы абсолютно не представляете себе ситуацию, которая творится. За свои слова я готов ответить. Ситуация родилась – сколько там – лет шесть назад, когда я прибыл в Забайкальский край – туда, где девятилетний мальчик подвергался систематическому сексуальному насилию. Вот там были школьные тетрадочки, где было написано: положенец, смотрящий, вор в законе. Не только у этого – у каждого ребёнка в детском доме. Приехала масса чиновников из Забайкальского края, включая бывшего губернатора, – рассказал Комиссаров. – Меня вообще спрашивают: что так много машин приехало? Я говорю, знаете, тут такое ЧП случилось: ребёнка малолетнего изнасиловали в интернате. Мне говорят: вы знаете, у нас в каждой школе в Забайкальском крае есть столы для опущенных. Вот это всё подтвердилось – что в каждой школе есть общак. Почему вы об этом не знаете? Вы работаете в МВД.

«За этим стоит чья-то злая воля»

Как сообщает «NewsInfo», вербовка в АУЕ чаще всего идёт прямо в школах: старшеклассники описывают ученикам 10-11-ти лет все прелести уголовной романтики и таким способом заманивают их в банды. Первым делом требуют денег на «общак», потом к поборам добавляются сексуальные домогательства на воровских «малинах» – то есть квартирах, снятых бандой, а затем – и употребление наркотиков. Расправа с отступниками происходит со всей бескомпромиссностью юношеского максимализма.

- Можно сказать, что АУЕ ввёл в школы антикультуру террора и насилия. Педагогический коллектив не знает, как противостоять этому бедствию: современная школа заточена не под воспитание подростков, а только под передачу знаний, – отмечает издание. – Бедствие расползается через «ВКонтакте» и Facebook. Многие парламентарии, ссылаясь на успешный опыт применения закона о блокировке виртуальных сообществ самоубийц, поддержали законотворческую инициативу о закрытии сайтов, пропагандирующих АУЕ.

Но как вообще эти три буквы вошли в нашу жизнь? Ведь нельзя сказать, что жестокой подростковой уголовщины не существовало раньше. Ещё Александр Солженицын описывал страшные камеры малолеток, куда боялись входить врачи и надзиратели. По природе своей подростки – максималисты, поэтому они так часто доходят до пароксизма насилия. Блатная романтика тоже существует в стране едва ли не с царских времён. Все слезливо-сентиментальные романсы воров в законе – это уже своего рода «классика» для определённой публики.

- Ясна и причина, по которой в группе риска оказался Забайкальский округ от Улан-Удэ до Хилка. У местного населения сложились специфические отношения с бывшими заключёнными, здесь много семей, члены которых побывали на зоне, – отмечается в публикации. –  Добавьте сюда проблему иного рода, хорошо известную врачам-наркологам. Около 15-20 лет назад, когда страна билась в затяжном кризисе, происходило слишком много так называемых пьяных зачатий. В результате на свет появились дети с замедленным развитием или умственной отсталостью. Это благоприятная среда для развития патогенных социальных явлений.

Но все же в АУЕ есть и некая новизна: уж слишком грамотно и централизованно идёт обработка сознания подростков. Когда наблюдаешь за «победным маршем» уголовной идеологии в соцсетях, складывается впечатление, что за этим стоит чья-то злая воля. Например, привлечение неофитов и вербовка  напоминают, скорее, методы разведки, чем повадки криминального мира. Воры в законе только что картотеку на молодёжь не завели – настолько работа с новой «сменой» у них систематизирована и поставлена на поток, подчёркивает «NewsInfo».  

Отметим, в Бурятии подобный уклад жизни среди детей и подростков прослеживался в 80-90-е годы, а в начале 2000-х местная молодёжь писала аббревиатуру АУЕ на стенах, при этом даже не понимая её значения. Сегодня на улицах города надписи из трёх букв встречаются нечасто, но всё же встречаются. Так, в декабре сразу две таких аббревиатуры, причём с кодом региона «03» появились прямо на льду Уды  – справа от Удинского моста. Их было хорошо видно проезжающим мимо пассажирам.

Кстати, общественница из Бурятии Дора Хамаганова рассказывала «Новой газете» о подростках, которые терроризируют 12-летнего мальчика из Улан-Удэ, бьют его и требуют «дань» на «грев» и на «зону».

- И он, приехавший с мамой из сельского района, один, беззащитный, приносит им по 5−100 рублей. Парень в синяках, затравленный. Сказал, что хочет повеситься. Мать все время на работе в одной из торговых сетей. Получает копейки. Лишь бы выжить, платить за съёмное жилье, содержать семью, детей. А что делать, вмешаться? Прийти с милицией? Они его вечерами будут догонять, – поделилась с изданием Дора Хамаганова.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях