мистика
5019

Как князь-призрак явился жителю Бурятии. Мистика

Мужчина утверждает, что собственными глазами видел духов хунну в местности Оргойтон

Фото: журнал Tartaria Magna

«Это происшествие случилось со мной еще в старших классах школы. На каникулах я ездил в гости в Джидинский район и там впервые почувствовал присутствие сущностей из прошлого», – начинает свое письмо в редакцию наш читатель из Улан-Удэ Эдуард Будаев. 

Сам нисколько не верил в мистику. Но тогда почти физически почувствовал ощущение «смещения времени». При этом слышишь или чуть ли не видишь прошлое. Все началось с того, что друзья решили показать мне достопримечательности Джиды. Случай, произошедший с нами, настолько не однозначный, что имен и фамилий не указываю. Мы сталкивались с явлениями, мягко говоря, выходящими за рамки обыденности. Зато они подтолкнули меня к изучению древней истории. 

В местности Оргойтон мы решили устроить ночлег и небольшой пикник. Выпили в тот вечер изрядно. Оказалось, зря. К вечеру у всех без исключения возникло ощущение присутствия некой невидимой силы, как бы «эффект присутствия». Было явное ощущение такое, что за тобой что-то или кто-то пристально наблюдает. Потом появились слуховые галлюцинации. Например, вечером я пошел в туалет подальше от костра. И вдруг услышал странный голос, который звал меня откуда-то по имени. Вначале я решил, что кто-то из ребят меня разыгрывает, и не придал значения услышанному. Но голос вновь повторил моё имя, на этот раз уже в другой тональности. Затем этот голос стал меняться то в мужской, то в женский, то в детский. Голос как бы звучал уже не где-то в степи, а непосредственно в моей голове, его требования были всё навязчивей. У меня возникло желание пойти дальше в степь, повинуясь этим голосам… 

Вслед за слуховыми галлюцинациями стали появляться и визуальные. Я вдруг почувствовал, что за мной пристально наблюдают. Боковым зрением я увидел буквально следующее: на поверхности земли передвигалось какое-то тёмное пятно, отдалённо напоминающее человека верхом на лошади. Очертания всадника были слегка размыты. Глядя на происходящее уже в упор, я оцепенел от ужаса, испытал ощущение сильного холода и слабости. Галлюцинация длилась, вероятно, совсем недолго, секунды 4 - 5, но, по моему внутреннему ощущению, время как бы растянулось, остановилось, и я не мог оторвать взгляд от происходящего. Передо мной на коне проехал могучий воин в доспехах. Я смотрел много исторических фильмов и сериалов. И мне тогда показалось, что это был монгольский воин. Вскоре за ним появилось еще несколько всадников. 

Князь на коне

Когда я вернулся к костру и рассказал о своем видении, никто не стал смеяться. Потому что с нами был студент, который учился на археолога и  весь день нам рассказывал, что в Джидинском районе есть хуннские могилы. Пока было светло, мы слушали его рассказы вполуха. В темноте у костра все рассказы о воинственных хунну стали восприниматься уже по-другому. 

- Эта местность Оргойтон известна тем, что в 1897 году впервые была исследована первооткрывателем памятников азиатских хунну Юлианом Талько-Гринцевичем. Основатель польской антропологии тогда работал врачом в Кяхте, – рассказывал наш будущий археолог. - Тогда Талько-Гринцевич зафиксировал четыре крупных кургана с дромосом с южной стороны и 14 малых кладок. Могильник начали раскапывать в 1898 году. Нашли костяные накладки на лук, куски красной истлевшей ткани, обломки железных предметов, фрагменты керамики из красной глины. 

Наш друг предложил съездить и посмотреть материалы раскопок в Кяхтинском краеведческом музее. 

- В советские годы местность Оргойтон изучалась разными учеными. В том числе академиком  Окладниковым. Он и открыл петроглифы, которые мы видели. Местные жители еще Талько-Гринцевичу рассказывали, что здесь в древности жил шаман, – заключил он. – А еще здесь похоронен хуннский князь. Уж очень богатый у него могильник. Ты, скорее всего, видел именно этот призрак князя и его свиту.  

Интерес к хуннам

Вернувшись в город, я начал искать информацию о хуннах. Больше всего меня удивило их описание европейскими, точнее, римскими историками. Очень напомнило российские небылицы о китайской кухне. Западные летописцы писали, что гунны  «жарили беременных женщин, вырезали зародыш, клали его в блюдо, наливали воды и окунали свое оружие в это варево. Они ели мясо детей и пили кровь женщин». 

«Они словно приросли к своим коням... День и ночь проводят они на коне, занимаются куплей и продажей, едят, пьют и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Когда же приходится им совещаться о серьезных делах, ведут они совещание, сидя на конях», – описал гуннов Аммиан Марцеллин. 

Приск Панийский, видевший Аттилу во время своего визита в 449 году, описывал его как невысокого коренастого мужчину с большой головой, глубоко посаженными глазами, приплюснутым носом и редкой бородкой. Он был груб, раздражителен, свиреп, при ведении переговоров настойчив и безжалостен. На одном из обедов Приск подметил, что Аттиле подавали пищу в деревянных тарелках и ел он только мясо, в то время как его главнокомандующие угощались лакомствами в серебряных блюдах. 

Но самое обидное описание у готского историка. 

«Гунны – раса, порожденная «любовной связью скифских колдуний с демонами пустыни». Вначале это были «маленькие, грязные, чахлые создания, владеющие лишь подобием речи». Теперь они выросли в монстров, чьи морды представляют собой «бесформенный почерневший кусок мяса, с маленькими точками вместо глаз. У них нет волос ни на щеках, ни на подбородке… вместо этого – глубокие борозды шрамов, идущие вниз по бокам лица… они маленькие, но гибкие, особенно искусные в верховой езде, широкоплечие, умеют пользоваться луком и стрелами… под человеческим обличьем этих созданий скрывается свирепая натура зверя», – писал он. 

Я, конечно, понимаю страх людей того времени перед прирожденными воинами хунну. Но тот призрак в Оргойтоне, которого я видел, ничем не отличался от среднего бурята. Разве что одет был в боевой панцирь. Как и его большая свита. Теперь у меня мечта побывать еще раз в той мистической пади Оргойтон. 

Максим Герасимов, Улан-Удэ. 

Оргойтон - хуннский княжеский могильник 

- Оргойтон — местность (падь), расположенная в горах в 4 км к югу от села Зарубино Джидинского района в Бурятии, в 2 км от бывшего бурятского улуса Били, в 6 км от бывшего хутора Дюрбенского, в 8 км от села Усть-Кяхта. В августе 2009 года к Оргойтону было приковано внимание прессы: исследователи РАН начали здесь раскопки хуннского могильника с княжескими курганами. 

В августе 2009 года были продолжены раскопки могильника Оргойтон археологами Государственного Эрмитажа, Института истории материальной культуры и Кяхтинского краеведческого музея. Участники экспедиции: С.С. Миняев, Н.Н. Николаев, Л.М. Сахаровская, О.С. Емелина и др. 

Оргойтон в переводе с бурятского языка означает «увенчанный шаманской короной». И действительно, в этой пади, как рассказали Талько-Гринцевичу местные жители из улуса Били, до переселения бурят (в начале XIX века) жил шаман. Здесь же он и умер. Останки шамана еще долгое время наблюдали под одним из деревьев пади Оргойтон. 

Переменчивая история двадцатого столетия не позволила довести начатые более ста лет назад исследования до конца. И только в 2009 году Государственный Эрмитаж, Институт истории материальной культуры РАН и Кяхтинский краеведческий музей, объединив научные, человеческие и материальные ресурсы, создали археологическую экспедицию под руководством Сергея Миняева и продолжили раскопки могильника Оргойтон. 

В первом полевом сезоне была раскопана одна могила. Исследователи нашли лишь осколок зеркала. По версии археологов, захоронение было разграблено еще в древности. В 2010 году практически в том же составе экспедиция под руководством Николая Николаева продолжила раскопки и полностью расчистила надгробное сооружение княжеского кургана. 

Экспедицией руководил старший научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа Николай Николаев. В проекте принимают участие Сергей Миняев (Институт истории материальной культуры РАН), Ольга Емелина (Государственный Эрмитаж), Лидия Сахаровская (Кяхтинский краеведческий музей).

В окрестностях Зарубино ученые в разное время открыли 18 археологических памятников – стоянки времен палеолита, могильники бронзового и железного веков, керексуры, петроглифы. 

Описание археологических памятников 

Оргойтон I . Хуннский могильник с княжеским курганом (железный век). Находится на левом берегу реки Селенги, в 6 км от бывшего хутора Дюрбены, в 5 км от села Зарубино, в 2 км к западу от ж/д моста, в пади Оргойтон, устьем открывающейся к реке Селенге. В 1897 году были отмечены 4 крупных кургана, с дромосом с южной стороны, 14 малых, кольцевых или подквадратных кладок. Находки: костяные накладки на лук (срединные и концевые), куски красной истлевшей ткани, бесформенные обломки железных предметов, фрагменты красноглиняной керамики с круглыми отверстиями. Открыт в 1897 году Ю.Д. Талько-Гринцевичем, раскопана 1 могила. 

Оргойтон II . Могильник (бронзовый век). Находится в 4 км к югу от села, в 1 км к северу - северо-востоку от хуннского могильника Оргойтон I. На вершине скалистой сопки расположен керексур с круглой оградкой и розетками с восточной стороны, ниже по склону отмечена плиточная могила. Памятник открыт в 1992 году группой по инвентаризации (руководитель С.В. Данилов). 

Оргойтон III . Петроглифы (бронзовый век). Находятся на левом берегу реки Селенги, в 1 км выше железнодорожного моста через реку Селенгу на отвесной скале, на высоте 3 м от подножия скалы. Рисунки плохой сохранности, выполнены красной краской и состоят из бесформенных пятен. Открыты А.П. Окладниковым в 1949 году.

Аркадий Зарубин

Автор: газета Информ Полис

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях