Хурал
3937

«Мать» одна – республика, «отцов» не сосчитать

Недавняя история принятия Конституции Бурятии уже обрастает легендами

Фото: личный архив автора

В классическом фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» легендарной считается «сцена с брезентом». Этот знаменитый эпизод, в котором  взбунтовавшуюся часть матросов  перед расстрелом накрыли парусиной, полностью выдуман режиссером как образ гигантского савана, накинутого на группу живых. 

Именно эта сцена, ставшая одной из центральных в картине, настолько сильно вошла в сознание зрителей, что через некоторое время появились «очевидцы», которые совершенно искренне «вспоминали» этот эпизод во время реального восстания. 

Верховный Совет как последний представительный орган? 

Нечто подобное, похоже, происходит с Конституцией Бурятии, принятой в 1994 году. История ее создания обрастает небылицами и легендами. Их придумывают люди, не имевшие прямого отношения к разработке Основного Закона, который сейчас обрастает многочисленными «отцами», так же как восстание на броненосце «Потемкин», мнимыми свидетелями. Между тем единственным, причем коллективным автором главного закона республики стала  Конституционная комиссия Верховного Совета, избранная 9 октября 1990 года. Именно она занималась подготовкой проекта Основного Закона. В состав комиссии входили 29 депутатов. Комиссия регулярно собиралась на заседания, рассматривала подготовленные материалы. Сюда приглашались специалисты,  представители различных ведомств. Велись подробные протоколы и отчеты, которые по завершении работы комиссии переданы на  хранение в Государственный архив Бурятии. 

Вспомним, 4 марта 1990 года в Бурятии состоялись выборы народных депутатов республики, в которых приняли участие 547 тысяч избирателей. За избранных депутатов проголосовало 84% избирателей - подавляющее число взрослого населения республики. Выборы проходили по одномандатным округам. Было избрано 170 депутатов из всех районов, включая крупные населенные пункты и сельсоветы. 

Состав Верховного Совета

Среди депутатов 52 человека, или более 30%, являлись работниками промышленности, строительства, транспорта   (шофер, штукатур-маляр, шахтер и др.).  32 человека, почти 20%, - представители крестьянства (полеводы, тракторист, колхозный бригадир и др.). Пять депутатских мандатов получили деятели науки и культуры, работники вузов. Среди депутатов – десять медицинских работников, шесть учителей, два журналиста, три работника торговли, четверо военнослужащих.  13 человек одновременно являлись  депутатами районных, сельских  и поселковых советов, 25 представляли районную партийную власть. Среди депутатов - 16 женщин. В высший орган государственной власти, каковым тогда был Верховный Совет республики,  вошли  представители девяти национальностей, в том числе 62 бурята, 94 русских, по два эвенка, еврея, немца, четыре украинца, по одному мордвину, азербайджанцу, татарину. 

Таким образом, в республиканском парламенте того времени был представлен весь социальный спектр населения, чего, к сожалению, не наблюдается сейчас, когда и Народный Хурал, и горсовет превращаются в бизнес-клубы, которые больше похожи на купеческие гильдии. При этом на постоянной основе в Верховном Совете трудились лишь 15 человек, другие приезжали на сессии для  рассмотрения и принятия подготовленных проектов законов. 

Декларация о суверенитете дала старт

Одной из основных задач  работы Верховного Совета стало создание новой законодательной базы для работы во всех сферах жизни. К этому времени старые законы СССР, РСФСР и Бурятии, базирующиеся на решениях съездов и пленумов ЦК КПСС, практически перестали работать. Да и сама компартия находилась в стадии ее коренного реформирования или даже на грани прекращения своей деятельности, о чем не раз открыто заявлял генеральный секретарь КПСС и  президент СССР Михаил Горбачев. 

Председателем Конституционной комиссии избрали председателя Верховного Совета республики Сергея  Булдаева. Заместителем - Виктора Саржана, первого зампреда Верховного Совета. Решение всех оргвопросов, в том числе подготовка проекта новой Конституции, было возложено на меня как на председателя  комитета по законодательству. При комитете был создан небольшой рабочий аппарат, куда вошли подготовленные юристы: Андрей Улымжиев, Олег Диванов, Маргарита  Магомедова, Олег Хышиктуев, Ольга Буркова. 

Председатель Верховного Совета БурАССР Сергей Булдаев

Председатели всех двенадцати постоянных  комитетов, образованных после состоявшихся выборов,  вместе с руководством Верховного Совета составляли Президиум Верховного Совета Республики Бурятия. Президиум в промежутке между сессиями являлся постоянно действующим высшим органом государственной власти. 

В первых числах октября 1990 года к началу работы второй сессии Верховного Совета  нашим комитетом был подготовлен проект декларации о государственном суверенитете Бурятии. Он стал канвой для разработки проекта новой Конституции республики. Подобные декларации были приняты во всех автономных республиках страны. Позднее этот период в жизни страны с иронией будут называть «парадом суверенитетов», хотя всем было ясно, что все принимаемые вновь законы и другие нормативно-правовые акты должны иметь под собой базу, основу. 

Что означают цвета флага

Конституционная комиссия активно приступила к работе и уже 15 января 1991 года рассмотрела и утвердила концепцию проекта новой Конституции.  Позднее, 24 апреля,  комиссия рассмотрела структуру будущего Основного Закона.   Комиссия собиралась не реже одного раза в квартал. Рассматривался постатейный материал, обсуждались предложения, касающиеся символики республики, ее государственных атрибутов, рассматривались проекты законов, позднее вошедшие составной частью в Конституцию, в частности, в законы о президенте и о Народном Хурале… 

Одновременно с этим продолжалась работа над совершенствованием действующей к тому времени Конституции Бурятии. С учетом происходящих в стране и республике изменений в нее вносились поправки и дополнения.  В частности, республика из «советской, социалистической» превратилась просто в «Республику Бурятия». Введено понятие о частной собственности. Подготовив проект и приняв затем закон «О частной собственности», мы оказались впереди других регионов страны. 

Следует отметить, что в  работе комиссии активное участие принимали не только члены комиссии, но и практически весь депутатский корпус. Так, 19 марта 1992 года председатель комитета по науке, образованию и культуре депутат Степан Калмыков  внес предложение о проекте государственного флага Республики Бурятия. Предложение широко обсуждалось среди населения, творческих работников, деятелей науки и культуры. Рассмотрено более ста проектов флага, исполненных известными художниками.  Десятая сессия, состоявшаяся в октябре 1992 года, приняла положение о государственном флаге и внесла изменения в действующую Конституцию: «Государственный флаг Республики Бурятия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных полос: синей, белой и желтой, с изображением символа (соембо) желтого цвета на верхней синей полосе у древка…». 

В пересказе выступления депутатов сводились к следующему: 

- Почему половина флага имеет синий цвет? Это цвет чистого неба, под которым мы живем. Это цвет Байкала, возле которого живем мы и жили наши предки. Почему в середине флага проходит горизонтально полоса белого цвета?  Потому что у всех народов, населяющих нашу землю, открытая белая душа, доброе сердце. Почему внизу на флаге полоса желтого цвета? Во все времена народы, населяющие Азию, шагают по золотым россыпям нашей земли. Желтый цвет – цвет Азии. Теперь о символике. Символ Бурятии – соембо  -  это три языка пламени над землей, лежащей как бы на раскрытых ладонях.  Никогда нельзя забывать, что мы живем не одним лишь сегодняшним днем. Слева язык пламени -  это наше прошлое, наши отцы, деды и прадеды. В середине -  наша реальная жизнь, а третий язычок – наше будущее. Все должны знать это и дорожить нашим прошлым, нынешним и будущим. Нельзя жить вслепую… 

Как появился гимн

По поводу другой государственной символики - гимна - сначала к общему согласию не пришли. В 1994 году после избрания президентом Бурятии Леонида Потапова мы втроем, Леонид Васильевич, зампред правительства Лидия Чимитовна Нимаева и  я,  в тот момент руководитель администрации президента, обсуждали в его кабинете сценарий предстоящей инаугурации. Согласно Конституции, президент должен был, положив руку на Конституцию республики, зачитать текст  присяги на русском и бурятском языках. После чего звучал гимн России, и президент считался вступившим в  должность главы республики. Но поскольку текст присяги звучал на русском и бурятском языках, а гимн звучал только российский, Лидия Чимитовна предложила исполнить вслед за российским гимном широко распространенную песню на слова  народного поэта Бурятии  Дамбы Зодбича Жалсараева  «…Таежная, озерная, степная…». 

Лидия нимаева - активный участник политических процессов в Бурятии начала 1990-х годов

Предложение тщательно обсудили и решили включить в сценарий. Вскоре после состоявшейся инаугурации песню утвердили в качестве официального гимна республики и  приняли по этому поводу закон. 

Возвращаясь к работе Конституционной комиссии, хотел бы отметить, что в ее работе принимали самое активное участие представители правительства республики Виктор Потехин и Куприян Бахрунов, председатель областного Совета профсоюзов Виктор Розанов, заместитель прокурора республики Капитон Будаев, заместитель министра МВД Владимир Сергеев и некоторые другие. Однако никаких специализированных или рабочих групп  (кроме упомянутого выше аппарата)  при Конституционной комиссии не создавалось. 

Почему парламент стал Хуралом?

На одном из заседаний Конституционной комиссии, когда обсуждали главу о законодательной и представительной власти, Куприян Бахрунов предложил обсудить вопрос о названии  будущего парламента. 

- Почему бы не назвать наш законодательный орган  «Народный Хурал Республики Бурятия». Ведь наш парламент и  является, по сути,  собранием народных представителей. Правда, монголы называют свой представительный орган Великим Народным Хуралом. А мы будем немного скромнее… 

Так и  решили. Когда стали обсуждать этот вопрос на сессии Верховного Совета республики, ни у одного из депутатов название не вызвало возражений. 

Принятая Конституция состояла из 11 глав и 122 статей. Сейчас их количество изменилось в связи с принятыми изменениями и дополнениями. Подробно излагать содержание не буду, остановлюсь лишь на некоторых наиболее существенных. 

Право на свободу

В Конституции очень подробно расписаны права, свободы и обязанности человека и гражданина. Подчеркнуто, что осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Все равны перед законом и судом. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. 

Гарантируется право защиты потерпевших от преступных посягательств и злоупотреблений со стороны  представителей власти и компенсации причиненного ущерба за счет государства. 

Хочу подчеркнуть, что эта норма возникла в Конституции не случайно. Известно, что в период массовых репрессий 1937 - 1938 годов в Бурятии было арестовано 6836 человек, из которых 2483 расстреляны. Семьи многих из них были сосланы в основном в Красноярский край и на север Иркутской области.  Наибольшую группу репрессированных составили представители «панмонгольской, контрреволюционной, повстанческой вредительской организации». По этому делу на 15 февраля 1938 года были арестованы 2026 человек, в том числе 1303 ламы. Под расстрел пошли  практически все партийные и советские руководители республики, в том числе первый секретарь обкома партии Ербанов, второй секретарь Маркизов, председатель правительства Доржиев, председатель БурЦИКа Дампилон, секретарь обкома Шулунов, трое заведующих отделами обкома, 14 наркомов, 11 секретарей райкомов и председателей райисполкомов. 

Слишком кровавый след оставила в истории страны эпоха, названная в народе «ежовщиной». Репрессии, как заноза, у многих сидели в сердце. Вот почему одним из первых нормативных актов, подготовленных нашим комитетом, было постановление президиума, принятое 13 декабря 1990 года, «О мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий 30 - 50-х годов», а в дальнейшем в Конституции много места уделено защите прав и свобод граждан. Не случайно возник вопрос и о компенсации. Есть примеры, когда ряд граждан, пострадавших от незаконных действий властей, воспользовались своим конституционным правом и на основе судебных решений получили компенсацию за понесенный ущерб. 

Конституцией республики определено, что государственными языками в республике являются бурятский и русский. Подчеркивались гарантии прав проживающих здесь малочисленных народов, создания условий для сохранения ими своих обычаев и традиций. 

Важнейшим принципом соблюдения демократии является политическое, экономическое и идеологическое разнообразие. Не допускается создание и деятельность общественных объединений, целью которых является насильственное изменение конституционного строя, разжигание расовой, национальной и религиозной розни.

Нешуточный накал страстей

Верховный Совет Республики Бурятия принял новую Конституцию республики 22 февраля 1994 года. Ее принятию предшествовали жаркие дебаты. Самое активное участие в обсуждении проекта принимали народные депутаты Иосиф  Павлов, Степан Калмыков, Олег Хомутов, Виктор Саржан, Виктор Кукшинов, Москвин Ангархаев, Павел Зильберман, Евгений Ханхалаев, Василий Устинов и многие другие. Накал страстей в зале порой переходил всякие границы. Случалось, что часть депутатов-единомышленников  покидала зал. И тогда начинался пересчет оставшихся, чтобы определить, насколько правомерными будут принятые решения. Если для кворума не хватало голосов, сессия прерывала работу. «Градусы» удавалось сбивать  созданием согласительных комиссий. Удалившись из зала в отдельный кабинет, члены комиссий,  накричавшись вдоволь, приходили к  компромиссу и выдавали согласованный текст, который включали в проект. В результате проект Конституции был принят единогласно. 

Принятием Конституции республики завершилась большая работа исторического значения, которая подвела черту под  всей деятельностью Верховного Совета Республики Бурятия  12-го созыва. Верховный Совет как орган народовластия перестал существовать, уступив место Народному Хуралу Республики Бурятия. 

Герман Языков, народный депутат Верховного Совета РБ XII созыва, председатель комитета по законодательству и правопорядку.

Автор: Герман Языков

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях