Главный приток Байкала буквально иссякает на глазах. По мнению географов из Московского государственного университета, причина кроется в дефиците осадков в летний период. Результаты исследования учёных опубликованы в журнале «Regional Environmental Change».
Как сообщает официальный сайт МГУ, Селенга отвечает за половину ежегодного притока воды в Байкал. Маловодье, которое началось в реке ещё в 1996 году, продолжает беспокоить учёных по сей день. Из-за этого явления в итоге снизился уровень воды и в самом озере.
В статье отмечается, что наблюдаемое обмеление Селенги «беспрецедентно – и по глубине, и по продолжительности». Доктор географических наук, завкафедрой гидрологии суши географического факультета МГУ Наталья Фролова сообщила: происходит значимое уменьшение как максимальных, так и среднегодовых расходов воды (количества воды, которое протекает через сечение реки за единицу времени). Последнее вызвано сокращением расходов именно в летний паводочный период. Обычно он сопровождается интенсивным повышением уровня воды из-за дождей, но зной и скудные осадки внесли свои коррективы.
Учёные рассмотрели особенности многолетних колебаний стока рек бассейна Селенги, а также осадков и скорости испарения воды. Изучение этих данных особенно актуально из-за длительного маловодья, которое привело к значительному обмелению Байкала, подчёркивают в МГУ.
- Это требует уточнения режима работы Ангарского каскада ГЭС, регулирующего сток воды из Байкала с 1963 года. Кроме того, необходимость исследований связана и с планами монгольского правительства по строительству гидроэлектростанций на Селенге и её притоках, – пояснила Фролова. – Наблюдаемые изменения водного баланса могут привести к неблагоприятным экологическим последствиям в бассейне Байкала. Дальнейшие исследования связаны с их возможной оценкой.
Несмотря на критическую ситуацию, год назад премьер-министр России Дмитрий Медведев официально разрешил «слить» Байкал. Пойти на «понижение» российское правительство решило для того, чтобы в условиях маловодья обеспечить водой жителей Иркутской области.
- Установлены дифференцированные максимальный и минимальный уровни воды в озере Байкал в зависимости от условий водности – нормальной, экстремально высокой и экстремально низкой. Принятое решение позволит избежать угрозы чрезвычайной ситуации и обеспечить водо-, тепло- и энергоснабжение населения и объектов экономики и социальной сферы, расположенных в нижнем бьефе Иркутского гидроузла, – отмечалось в постановлении за подписью главы кабмина.
Напомним, действовавший ранее закон не позволял Байкалу упасть ниже 456 метров. Ограничение метрового диапазона ввели ещё в 2001 году. С тех пор возникла проблема с Иркутской ГЭС, ведь подобный запрет не позволял максимально увеличивать выработку электроэнергии на Ангаре.
В 2014 году иркутские учёные выступили с предложением увеличить сброс из озера – несмотря на обмеление. Высказывалось мнение, что это позволит решить проблему малой водности рек, которая создаёт неудобства у энергетиков Восточной Сибири.
В январе 2015-го года проблемой озаботились власти Бурятии. Экс-глава республики Вячеслав Наговицын на одном из планёрных совещаний поручил министру природных ресурсов Юрию Сафьянову рассмотреть информацию экологов о последствиях обмеления. Одной из основных причин снижения уровня воды назвали деятельность иркутских энергетиков. На Байкале даже ввели режим повышенной готовности. Тем не менее, в Москве всё же поддержали инициативу иркутян.
«От Медведева ничего не зависит»
Весной 2016 года жители прибрежных районов Бурятии в полной мере ощутили обмеление Байкала: многие мелкие реки и озёра пересохли, из колодцев и скважин исчезла вода, а её качество заметно ухудшилось. Однако федеральные власти заявили о намерении расширить границы уровней воды на Байкале с одного метра до 2 метров 31 сантиметра. Минимальный показатель, таким образом, составит 455,54, а максимальный – 457,85 метра. Соответствующий документ, как уже отмечалось выше, вступил в силу.
Отметим, против этой идеи в конце марта 2016-го выступили депутаты Госдумы. А в апреле на встрече с природоохранными структурами республики решение пересмотреть уровень воды в озере прокомментировал бывший сенатор от Бурятии Арнольд Тулохонов.
- В естественном режиме предлагаемого интервала колебаний Байкала в 231 сантиметр никогда не было, и возможно это лишь один раз в 10 тысяч лет. В случае таких максимально низких отметок уровня озера полностью прекратится работа всех существующих водозаборов ниже плотины Иркутской ГЭС, – заявил он. – А при предлагаемой максимальной отметке турбины Иркутской ГЭС не смогут пропустить весь объём байкальской воды. Начнётся холостой сброс через верхний бьеф плотины, что неизбежно приведет к затоплению поймы Ангары, дачных и иных объектов Иркутска.
Учёный отметил, что позиция Росводресурсов, выраженная в тексте решения, лоббирует интересы хозяйствующих субъектов. А на брифинге в правительстве 18 июля он признал: решение «слить» Байкал было вынужденным.
- В данном случае мы выпустили джинна из бутылки. Это произошло два года назад, когда иркутяне дали неправильный прогноз на весенне-летний период. И сегодня от Медведева ничего не зависит, а зависит от погоды. Если пройдут дожди, то уровень Байкала поднимется. Есть, конечно, директивное решение – уменьшить сброс через Иркутскую ГЭС, но тогда города на берегу Ангары останутся без водоснабжения, – пояснил Тулохонов.
По данным сайта Росводресурсов на 18 августа, уровень Селенги опустился на 47 сантиметров, а в Байкале он с 7 августа держится на одной отметке – 456 метров 23 сантиметра.