бурятское кино
7331

От «Потомка Чингисхана» до «Решалы»

История бурятского кино и его перспективы

Традиционно 27 августа в нашей стране отмечается День российского кино. В этой связи мы решили окунуться в историю и вспомнить, а собственно с чего началось бурятское кино, кто его создавал и кто его продолжатели. 

А началось все в конце двадцатых годов прошлого столетия. Тогда, в 1929 году, для съемок фильма «Потомок Чингисхана» в Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) приехала съемочная группа Всеволода Пудовкина. Фильму суждено было стать легендарным. В Европе он более известен под названием «Буря над Азией». 

Эпизод фильма, отснятый с разрешения пандито Хамбо ламы в Тамчинском дацане — центре бурятского буддизма, сделал «Потомка Чингисхана» частью духовной памяти бурят. На уникальных кадрах запечатлена церемония мистерии Цам, посвященная Калачакре — одному из высших божеств тантрического буддизма. 

Первому бурятскому профессиональному киноактеру Валерию Инкижинову, сыгравшему главную роль Баира, одной этой роли было достаточно, чтобы стать известным и навсегда войти в историю киноискусства. 

Валерий Инкижинов. Фото: filmhafizasi.com

В период с 1926 по 1929 год режиссером Инкижиновым в Москве и Ялте было снято три фильма, которые, к сожалению, не сохранились. В 1930 году Валерий Инкижинов эмигрировал в Париж, работал во Франции, Германии, Италии, всего в эмиграции снялся в 44 фильмах. Умер в 1973 году под Парижем в возрасте 78 лет. 

«Надо играть так, чтобы быть монголом с большой буквы и меньше всего казаться актером. И вместе с тем надо сделать искренние, трогательные сцены, где можно идти только от себя, показывая свои личные свойства» — писал Инкижинов перед съемками фильма. 

Истина — в истоках

О глубине таланта Инкижинова, как актера и режиссера, сумевшего подняться до вершин мирового кинематографа, свидетельствует его небольшая статья «Проблемы бурят-монгольского театра». 

Тезисы этой статьи еще требуют своего вдумчивого прочтения и раскрытия. В частности, он призывал обратиться к богатейшему и выразительному пласту народного творчества — напевам и исполнению улигеров, шаманским песнопениям, буддийскому искусству, народному юмору и речи… 

Поколение профессионалов

В середине 60-х настал момент, когда появились первые бурятские режиссеры, окончившие ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии») имени С.А. Герасимова в Москве. Режиссер Арья Дашиев работал в основном на «Мосфильме», Александр Итыгилов — в Киеве на киностудии им. Довженко, Барас Халзанов был ведущим режиссером Свердловской киностудии. Это было поколение настоящих профессионалов. 

В это время были сняты фильмы, прошедшие в широком советском прокате. Часть из них до сих пор является активом фондов российских телеканалов. Это «Песня Табунщика» (1956) режиссера Андрея Фролова по мотивам повести бурятского драматурга и писателя Д. Батожабая, «Золотой дом» (1960) режиссера Владимира Басова по сценарию Г. Цыденжапова, Д. Батожабая, «Пора таежного подснежника» (1958) — фильм режиссера Ярополка Лапшина про события гражданской войны в бурятских степях по сценарию Н. Дамдинова, «Крик тишины» (1981), «Утро обреченного прииска» (1985) режиссера Арьи Дашиева по сценариям известных писателей Бурятии И.К. Калашникова, В. Митыпова и «Этот горький можжевельник» (1985) режиссера Б. Халзанова с плеядой выдающихся актеров Бурятии. 

Арья Дашиев

Наибольшим успехом пользовались фильмы, созданные А. Дашиевым: «Крик тишины»; «Утро обреченного прииска» с участием известных российских и бурятских актеров. Также им снят ряд фильмов на разных киностудиях мира: «Край моей судьбы» («Монголкино»); «Бессонница» («Казахфильм»); «Берег спасения» (СССР - КНДР). 

Арья Дашиев. Фото: minkultrb.ru

Режиссер Арья Дашиев сделал попытку снять современную драму на этническом материале. Натура для фильма «Три солнца» (1976) снималась в Бурятии, в Улан-Удэ. 

— «Три солнца» — это фильм о моей родине, о людях труда, которые не ищут славы, живут простой, полной человеческой правды жизнью, показывающий красоту нашей природы и наших людей, — говорил Арья Дашиев в одном из интервью. 

Эффект Итыгилова

Александр Итыгилов — советский кинорежиссер и оператор, заслуженный деятель искусств Украины. Стремился делать «интернациональное» кино, экранизировал русскую прозу, персонаж-соплеменник появляется у него лишь в картине «Продается медвежья шкура» (1980), снятой в Прибайкальском районе Бурятии. 

Александр Итыгилов. Фото: wikipedia.org

Его имя в первую очередь связывают с операторской работой в известном фильме «Как закалялась сталь». Именно после этого фильма появился профессиональный термин у операторов кино «эффект Итыгилова». Скоропостижно умер в 1990 году в возрасте 46 лет после съемок в Чернобыле. 

Барас Халзанов

Барас Халзанов в своем творчестве брался за воплощение бурятских сюжетов. Взгляд его был обращен в недалекое прошлое, действие лучших лент происходит в период Великой Отечественной. В них нашли отражение детские впечатления режиссера, воспоминания — о тыловом укладе, о буднях бурятских сел, где переплелись древние традиции и приметы советского быта («Горький можжевельник», 1985). Адресатом подобных картин был все же тот же общесоюзный зритель. 

Барас Халзанов. Фото: kinoi.tv

В начале 90-х Барас Халзанов на базе собственной студии «Зов» в Екатеринбурге создал центр по производству картин для российских республик на средства заказчика. До скоропостижной кончины он успел запустить лишь два фильма с этническим колоритом — для Тывы и Чукотки. В фильме «Сон в начале тумана» он исполняет одну из главных ролей. К сожалению, скоропостижно умер после натурных съемок этого фильма на Чукотке в 1993 году. 

Фильмография режиссера Бараса Цыретаровича Халзанова насчитывает 11 фильмов, как актер снялся в 5 фильмах. 

В 1967 году дипломной работой на факультете кинорежиссуры ВГИК стал короткометражный художественный фильм «Белая лошадь», получивший медаль на I Международном кинофестивале в Ташкенте в 1968 году. Затем были съемки по собственному сценарию фильма «Последний угон». 

На Свердловской киностудии Халзановым сняты художественные фильмы: «Последний угон» (1968), «Кочующий фронт» (1971), «Открытие» (1973), «Горький можжевельник», «В ночь лунного затмения» (1978), «Нет чужой земли» (1990), документальный фильм «Батожабай» (о Д.О. Батожабае) и другие. Фильмы снимались в Бурятии с участием артистов Бурятского театра драмы. 

Следует учесть, что в советские времена артисты Бурятского драматического театра очень много снимались в Москве и Свердловске. Играли они не только бурят, но и чукчей, эвенков и представителей других национальностей Сибири и Дальнего Востока. Этих фильмов очень много, хотелось бы отметить лишь один фильм, вошедший в сокровищницу мировой кинематографии. Это «Дерсу Узала» (1976) японского режиссера Акиры Куросавы. Вместе с главным героем — тувинцем Максимом Мунзуком - в знаменитой ленте сыграли несколько молодых бурят — студентов Бурятской студии Дальневосточного института искусств. 

Бурятский Дисней

В своем сообщении не могу пройти мимо «одного из блистательных художников на всем советском и постсоветском пространстве анимации, бурятского Уолта Диснея — художника Радны Сахалтуева.

Радна Сахалтуев. Фото: ucrazy.ru

Образы доктора Айболита, капитана Врунгеля, Алисы Льюиса Кэррола, Робинзона Крузо, морские пираты из «Острова сокровищ» и многие другие сказочные персонажи рождены воображением народного художника Украины, члена Национальных союзов художников и кинематографистов Украины бурятом Радной Сахалтуевым. И творческая биография художника начиналась тогда, когда украинская анимация только начинала свое восхождение, и Радна Сахалтуев входит в плеяду первых художников, творивших ее.

Новое бурятское кино

Главной приметой кино современного времени стало вхождение в кинобизнес совершенно новых людей. Только в 2013 году в Улан-Удэ снимали примерно около десяти фильмов в самых разных жанрах — от боевиков и комедий до мелодрам. Факторов массового производства кино в республике несколько. Современная техника позволяет снимать кино гораздо дешевле, чем раньше. И это открыло дорогу множеству энтузиастов-непрофессионалов. Многие снимают на обычный фотоаппарат, получая неплохую картинку. Пока в Бурятии действует лишь одна профессионально оснащенная студия — «БурятКино». Она выросла из киностудии «Гэсэр», которую актер Баир Дышенов организовал в 2006 году. 

Кинобум в Бурятии 

- Главной причиной кинобума, скорей всего, является то, что в такой национальной республике, как Бурятия, формируется особая субкультура, выделяющаяся на фоне общероссийского культурного пространства. Всплеск интереса к бурятскому, полупрофессиональному кино позитивен для развития кинопроизводства в республике. Для этого есть серьезные предпосылки — актерская школа, довольно высокий уровень культуры и образования, желание снимать, техника, растущий уровень потребления населения, – говорит Баир Дышенов. 

Существует также некий эффект новизны: благодарные зрители «на ура» принимают что-то свое, родное на большом экране. Большинство фильмов снимается с известными молодежи участниками КВН-движения. Опыт первых фильмов показал: местное кино смотрится с интересом, видна поступательная динамика. В 2006 году вышел на экраны первый бурятский фильм «Первый нукер Чингисхана», чуть позже — мелодрама «Улан-удэнская история» и комедия «Чайник», которая неожиданно получила ошеломительную популярность у местного зрителя. 

Но очевидно, что пришла пора выхода на новый уровень настоящего кино. Из этих команд, снимающих кино, выживут только те, кто сможет перейти на новый уровень. 

Ставки продюсеров сделаны?

Бурятские продюсеры делают ставку на региональные фильмы — кустарные адаптации столичных образцов с внесением местных примет и реалий. На съемочную площадку пришли кавээнщики. Комедия «На Байкал» (2011). Год спустя появилось ее продолжение — «На Байкал-2. На абордаж». Освоен и приключенческий жанр: Евгений Замалиев сделал криминальную драму «Решала» (2012). Актеры играют на русском языке. В кадр попадают, конечно, и азиатские лица, но на первом плане — герои славянской наружности. Создатели этих картин рассчитывают на успех федеральных масштабов, но пока русскоязычным фильмам из Улан-Удэ успех сопутствует только в Иркутске. Какое-то время одну территорию будут делить (и бороться за местного зрителя) два типа кинематографа: локальное и этническое кино. 

Что тормозит развитие бурятского кино?

Итак, полнометражные картины на основе бурятских сюжетов и, что немаловажно, на родном языке пока еще редкость. И в то же время никто не отрицает, что кино для бурят может стать важным фактором утверждения этнической самобытности. Тем более что наконец-то в марте 2014 года разблокирована статья закона Республики Бурятия «О государственной поддержке кинематографии в Республике Бурятия», предусматривающая поддержку кинематографии.  Кино в Бурятии развивается. Стихийно, силами энтузиастов история бурятского кино продолжается.

Автор: Жанна Дымчикова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях