Случай с учеником 14-й гимназии наглядно показал, что на самом деле творится с бурятским языком в школах республики после печально известной поправки в Закон об образовании.
Семья Борхоновых переехала из Москвы в Улан-Удэ в прошлом году. Выбрав для учебы детей 14-ю гимназию, родители решили, что в родной республике дети должны изучать родной язык.
- В Москве мы изучали обычаи, традиции, язык на бытовом уровне и сразу решили, что отказываться от бурятского языка не будем. Сама я окончила лицей-интернат №1 в Бурятии, хотела и детей научить. Мы являемся представителями своего народа, нам нужно знать свою историю. В московской школе мы были единственными бурятами, там старались знакомить с нашей культурой и окружающих. Устраивали тематические концерты, куда приглашали известный «Аттракцион Воронова», угощали их буузами, - рассказывает мама Аюна Борхонова.
Но в реальности получилось так, что сын единственный из всего класса ходил на уроки бурятского.
Родители обрадовались отмене
- Мне очень понравилось, что нам предоставили такую возможность. Сын стал лучше понимать бурятский язык. Оказалось, что он один ходил на уроки из всего класса. А когда перешел в 10-й, то нам сообщили, что на этом программа заканчивается. Другие родители этой новости очень обрадовались, – констатирует родительница.
Расстроенные Борхоновы обратились с неожиданно появившейся проблемой в нашу редакцию.
- Я бы хотела, чтобы мои дети до 11 класса изучали родной язык. Более того, хотела бы поменять систему изучения языка и преподавать его как иностранный. Сама я классный руководитель, понимаю, что детям немного скучно на уроках. Можно было бы ввести конкурсы, игры, потому что просто так бурятский язык сложно дается, - предлагает Аюна.
Конечно, родители Максима безмерно благодарны учительнице бурятского языка и гимназии за то, что дали хотя бы такую небольшую возможность изучения своего языка. Можно только представить, какую мизерную зарплату получает учитель за одного ученика.
Юный инициатор
Ощутив на себе горькую поговорку о том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, Аюна будет нанимать детям репетитора. Но главным героем в этой ситуации оказался ее сын. Макс загорелся желанием продвигать бурятский язык.
- Я нарисовал макет магнитиков с русско-бурятскими словами. И в будущем надеюсь изготавливать кружки, ручки и другие сувениры. Пока с мамой продумали такие тематические слова, как «дом», «дружба», «семья», «любовь», - рассказывает сам школьник.
Сейчас юный инициатор пытается получить грант на развитие своего проекта по возрождению родного языка.
Между тем именно директора этой гимназии №14 Ульяну Афанасьеву пригласили руководить всем образованием Улан-Удэ. Понимая, какова реальная ситуация во многих школах, мы обратились за разъяснениями к чиновникам от образования.
Положительная динамика?
- В гимназии №14 бурятский язык изучается с 1 класса. В начальной школе он изучается через внеурочную деятельность как курс по выбору и охватывает 30% от числа учащихся начальной школы. В основной школе бурятский язык входит в региональный компонент учебного плана, с 5 по 9 класс изучается по 2 часа в неделю. Общее количество учащихся основной школы, изучающих бурятский язык, 267 человек, - прокомментировали нам в пресс-службе Министерства образования республики.
По статистике Минобраза в 2016-2017 годах бурятский язык изучали 352 школы республики.
- Охват детей, изучающих бурятский язык, в 2016 году составлял 51%. В 2014 году – 47%, 2015 году – 50%. Несмотря на то, что наблюдается некоторая положительная динамика изучения бурятского языка в школах республики, охват детей по сравнению с прошлым учебным годом в процентном соотношении увеличился лишь на 1%, - рапортуют чиновники. - Это объясняется тем, что в 2015-2016 учебном году увеличилось общее количество детей на 2383 человек.
На сегодня в Муйском, Северобайкальском, Тарбагатайском районах республики и в г. Северобайкальске бурятский не преподается.
Тем, кто желает обучать своих детей бурятскому языку, Министерство образования напоминает:
- Бурятский язык в общеобразовательном учреждении изучается по желанию учащихся. Во всех общеобразовательных учреждениях созданы условия для его изучения. О своем желании изучать родной язык необходимо известить администрацию общеобразовательного учреждения. Для учащихся, родители которых не изъявили желания изучать бурятский язык как государственный, может быть предложено изучение одного из предметов национально-регионального компонента (литература Бурятии, культура Бурятии и т. д.), - отметили в учреждении.
Кто виноват?
По словам чиновников, проблема в заинтересованности бурятским языком намного глубже и зависит не только от методики преподавания, но и от ситуации с ЕГЭ.
- Если раньше в начальной и в основной школе мы изучали бурятский и в 9 классе заканчивали как основной предмет, то сейчас из-за новых стандартов ситуация обстоит гораздо сложнее. Каждый час настолько дорог для единого госэкзамена, что не только бурятский, но и другие предметы начали страдать, - говорит председатель комитета по образованию администрации Улан-Удэ Ульяна Афанасьева.
По словам чиновницы, в сложившейся ситуации виноваты и сами родители школьников.
- Это родители так настроены, что математика и русский важнее бурятского языка. Факультативы есть для всех желающих. И эта ситуация не только с 14-й гимназией, – подтверждает ее бывший директор.
Однако она все же поддерживает маму Максима Борхонова в методике преподавания.
- Проблема изучения бурятского языка как стояла, так и стоит. Ничего не меняется кардинально. Нет интересных курсов. Здесь нужно полностью поменять учебно-методический комплекс, подход к изучению языка. У нас выросло целое поколение детей, которое не знает языка. Если заглянуть в нынешние учебники, то они сразу начинаются со слов, а его же нужно преподавать как иностранный язык. У тех, кто знает бурятский язык, отношение к жизни другое. Язык обогащает и меняет мировоззрение, - считает Ульяна Афанасьева.
Самые бедные учителя
Мы уже писали о том, что с переходом на подушевое финансирование школ больше всего пострадали учителя в селах. Пока в улан-удэнских школах ученики задыхаются в переполненных классах, в селах порой в кабинетах сидят по 5–10 учеников. Но в самой худшей ситуации сегодня учителя бурятского языка, которые получают копейки за самое маленькое количество детей.
- Легко обвинять учителей бурятского языка за плохое преподавание. А вы поставьте себя на наше место. До 90-х годов нас обучали преподавать бурятский язык как родной, то есть для его носителей. А когда ввели преподавание бурятского как государственного, долго не было ни учебников, ни методик. Вы попробуйте английский или математику, да любой другой предмет вести без учебников и методик. И только начала ситуация исправляться, как наши власти ввели подушевое финансирование. Чем думали? Малые школы закрылись, никто не едет в села за копейки учить 10 детей. А по изучению бурятского языка в школах цифры от чиновников просто смешат. Вы послушайте, как на родительских собраниях люди массово отказываются учить детей бурятскому. Скоро преподавать будет некому. А власти так и будут рисовать красивые цифры, – с горечью констатирует на условиях анонимности учитель одной из городских школ.
Напомним, что врио главы Бурятии Алексей Цыденов пообещал выучить бурятский язык и даже продемонстрировал первые успехи в этом деле. Между тем 1 сентября его дети пойдут в городскую гимназию № 59, в которой с самого момента образования вообще не предусмотрено изучение бурятского языка.