Два года назад музыкант Александр Сафронов решил поменять городскую жизнь на сельскую и перебрался в село Оймур Кабанского района. Посоветовавшись с семьей, мужчина решил - нужно заниматься земледелием.
Сырное дело
Когда Сафроновы обзавелись хозяйством, у них возникла новая идея - запустить производство кисломолочных продуктов и сыров. Купили сыроварню на 150 литров и тысячелитровый танк для молока. Поначалу сыры продавали друзьям и знакомым, затем вышли на торговые сети.
Новые горизонты... и препятствия
Полгода назад фермер получил право на аренду двух участков земли - одного участка со зданием столовой-пекарни бывшего совхоза «Оймурский» и одного гектара земли со зданием бывшей конторы.
- В основном интересовало здание, - рассказывает Александр Сафронов. - Стены были целые, но не было полов и окон. Покупка земли уходила на второй план, так как предложений по ней было много. На аукционе продавалась земля, но из-за того, что по закону землю на Байкале я купить не мог, аукцион был на право аренды. Как объяснил продавец, здание не оформлено - это было дорогим удовольствием, и его бы пришлось оформлять как незавершенное строительство, отчего подорожание было бы на еще на 300 тысяч, и продать его было бы сложно. Договор аренды на землю есть. Здание оформили как акт передачи между продавцом и покупателем. Мы условились, что оформим его, как положено, после его покупки и ремонта.
Сейчас Александр пытается оформить здание. Но в этом, по его словам, он сталкивается с проблемами.
- Мы отправляем запросы в администрацию Кабанского района, но на каждый наш запрос идет задержка с ответом. Есть два варианта оформления: упрощенный – признать здание бесхозным, а именно подсобным, и оформить на себя, или, если так не получается, то мы действуем в судебном порядке, - говорит фермер.
Здание в 300 квадратов на момент покупки имело довольно удручающий вид, и Александр Сафронов взялся за его восстановление. Здесь он планировал разводить коров, свиней и кур, а также заняться переработкой мяса.
- Мы его восстановили, сделали крышу, поставили окна и двери, сделали полы. Планируем разводить сельхозживность – кроликов, куриц и поросят. На сегодняшний день здание пустует, потому что идет активное гонение и прессинг со стороны власти. Для восстановления структуры почвы всю землю вспахали и засеяли овсом и сидератами, приглашали специалиста сельскохозяйственной академии. Всю территорию вычистили, оградили и привели в божеский вид.
Само собой, для ведения такого хозяйства нужны люди. Фермер решил, что в будущем трудоустроит у себя 50 местных жителей - на круглогодичные работы.
Однако идея не пришлась по нраву некоторым местным жителям. Люди написали на фермера коллективную жалобу в местное СМИ, Роспотребнадзор и природоохранную прокуратуру. Возражения сельчан против свинофермы привели к многочисленным звонкам и проверкам надзорных органов.
Дело в том, что будущая свиноферма расположена в природоохранной зоне Байкала. К тому же оймурцы провели уборку территории и собирались обустроить на этом месте парк отдыха.
В мае Александру Сафронову по жалобам односельчан пришло письмо от Роспотребнадзора по Кабанскому району. Оказалось, участок в 9 905 кв.м., который он арендовал на 49 лет, находится в зоне для сельхоз использования. И по Правилам землепользования и застройки МО СП «Оймурское», на этом участке разрешены хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (ст.16 ч. 2 Правил). Однако, разведение крупного рогатого скота, свиней, кроликов и птицы не относится к разрешенным.
«У них денежный интерес»
По словам Александра Сафронова, в дальнейшем он собирается регистрироваться как фермер, но уже сомневается, получится ли у него работать.
- С таким отношением руководства района к инвесторам, я думаю, когда и где это сделать, потому что, еще не выпустив продукции, мы уже подверглись чрезмерному контролю, а что будет, когда мы заработаем? Много существует видов предпринимательской деятельности, и я хочу пройти весь этот путь – от ЛПХ до фермера, - говорит он.
Дело дошло до поломки заборов на намеков на «проблемы», говорит Александр Сафронов. Местные власти, по его словам, настраивают население против него.
- Руководство Кабанского района, видимо, не заинтересовано в том, чтобы развивалось село, чтобы были рабочие места. На сходе глава района Алексей Сокольников напрямую заявил, что «у Сафронова все незаконно, и его ждут проблемы». Неоднократно ломались заборы, проводились беседы, чтобы всячески помешать строительству и настроить жителей против меня. Я получил письмо от главы поселения Посохова, из которого следует, что юридическая процедура по отъему здания уже началась, тем самым мне не дают оформить на себя это здание. А причина здесь одна – денежная. Сегодня заброшенных зданий и развалин в Оймуре десятки, а в районе - несколько сотен, но администрацию интересует только мое восстановленное здание. Я не могу найти другой причины, кроме как личной финансовой заинтересованности. Меня вызывали в администрацию района по принципу АУЕ - «сюда иди», на что я отреагировал тем, что никуда не поехал.
По словам главы сельского поселения «Оймурское» Владимира Посохова, фермер сам тормозит процесс оформления здания, нагло начав стройку:
- Когда Сафронов покупал участок земли, в документах не было указано здание, которое на нем стоит. Мы посоветовали ему заняться его оформлением, но никаких движений от Сафронова не происходит. Он только жалуется и пишет всюду. Ему стоит подать заявление в администрацию, в земельный отдел. Сафронов же предложил оформить здание, грубо говоря, как сарай. Но какой же это сарай? В тюрьму никто не хочет из-за этого садиться. Его нужно еще оценить. В настоящее время оно стоит бесхозное, через год перейдет в муниципалитет, и его выставят на продажу. Я не против, что Александр Сафронов приехал в деревню, хочет заниматься сельским хозяйством, трудоустраивать людей, но все ведь надо делать по закону, а не строить в наглую. Он думает, что приехал, и перед ним все должны бегать?
Сам же фермер настаивает - здание без окон, дверей и крыши можно было оформить как подсобное, и, если бы ему позволили это сделать, то он бы уже работал и добросовестно платил налоги.
А пока ферму пришлось закрыть. Александр Сафронов был вынужден распустить семь рабочих, а также пустить под нож 150 кур и девять поросят.