Подход к «мусорному вопросу» в России решили кардинально менять ещё три года назад. Тогда в федеральный закон внесли ряд поправок. Все полномочия по сбору, транспортировке и утилизации твёрдых бытовых отходов (далее – ТБО) возложили на регионы. Чтобы, наконец, навести порядок на свалках, все субъекты обязали разработать два документа – специальную программу и территориальную схему. Последняя включает в себя всю цепочку данных об отходах: от источниках их образования и количества – до мест обработки, утилизации, обезвреживания и размещения.
Израсходовали полмиллиарда
Таким образом, уже в ближайшее время в каждом регионе должна появиться целая «мусорная вертикаль» со своей политикой и даже с собственным оператором по обращению с отходами. За этот вопрос взялись и на федеральном уровне – соответствующий правительственный законопроект поступил в Госдуму в июле. При подготовке документа учитывался опыт внедрения «реформы» в пилотных регионах. Однако выяснилось, что большинство территориальных схем содержат серьёзные изъяны и нуждаются в доработке, писал сайт РБК.
- Они были утверждены в спешке, не прошли экологическую экспертизу, не обсуждались с общественностью и оказались непривлекательны для потенциальных региональных операторов. По сути, регионы просто зафиксировали существующее положение дел, – рассказал изданию руководитель рабочей группы Госдумы, зампредседателя комитета нижней палаты по экологии и охране окружающей среды Владимир Панов.
По словам эксперта центра общественного мониторинга Общероссийского народного фронта (ОНФ) Людмилы Варфоломеевой, на создание терсхем субъекты потратили в общей сложности 587 миллионов рублей, но при этом «ни одна из них не отражает реального положения дел». Заместитель председателя комитета по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Алексей Агибалов и вовсе заявил: документы разрабатывали никому не известные организации, многие из которых уже прекратили свою деятельность.
- Терсхема Московской области занимает 77 страниц, Севастополя – 250, Бурятии – 666, а Крыма – 1884 страницы. Там, посчитали, наверное, все ветки, кусты и виноградники, включив их перечень отдельным разделом в 160 листов в каждый из восьми томов схемы, – отметил Алексей Агибалов.
«Рост тарифа будет»
Власти Бурятии, между тем, заявили: республика готова к «мусорной реформе». Территориальная схема уже согласована с Росприроднадзором. Разработана и специальная региональная программа.
- Это очень серьёзная работа, которой мы занимались, наверное, на протяжении полугода. Эти два документа содержат всё – объёмы образования отходов, места их размещения, несанкционированные свалки, которые есть на территории республики, – пояснил на одном из правительственных брифингов и. о. министра природы Бурятии Юрий Сафьянов. – Но, главное, есть понимание, как нам перераспределить потоки отходов и сделать так, чтобы мы с этой ситуацией справились – где надо строить полигоны, в каком количестве и на каком расстоянии от населённых пунктов они должны находиться, чтобы жители не почувствовали сумасшедший рост тарифа.
Ожидается, что с наступлением «мусорной» реформы платить придётся не только за вывоз, но и за переработку отходов – так же, как мы платим сейчас за тепло и воду. Из графы о содержании и ремонте жилья расходы на обращение с ТБО «выведут», зато новая строка появится в квитанции за «коммуналку». Услугу будет предоставлять всё тот же региональный оператор. Во сколько она обойдётся, пока неизвестно. Ранее в правительстве Бурятии пообещали сделать всё возможное, чтобы «смягчить» удар по кошельку населения. И чиновники намерены сдержать обещание, дабы не повторить печальный опыт других регионов, где тариф увеличился в 2-3 раза.
- Вы представляете? Для нас это катастрофа: если сегодня 650 тысяч человек кое-как платят за сбор, транспортировку и захоронение мусора, то 350 тысяч и не знают, что за это нужно платить. Поэтому мы хотим провести информационную работу с населением и ещё раз внимательно проанализировать тарифную составляющую, – рассказал глава Минприроды республики. – Рост тарифа, безусловно, будет на 15, может, 30 процентов – от этого никуда не уйти, но мы пытаемся его нивелировать, сделать так, чтобы он был минимальным.
«Это искусственный передел рынка»
Проблемы обращения с коммунальными отходами обсуждались на минувшей неделе на заседании Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. Так, по словам депутата Госдумы, председателя комитета по экологии и охране окружающей среды Ольги Тимофеевой, документы, разработанные в регионах, не выдерживают никакой критики.
- Много ошибок и неточностей. Некоторые терсхемы – в Иркутской и Ульяновской областях – уже оспариваются в судах, – цитирует парламентария пресс-служба Госдумы.
Из-за того, что закон не предусматривал обязательное включение всех объектов размещения отходов в территориальные схемы, некоторые муниципальные полигоны из них просто «выпали».
- Неугодных игроков выдавливают и потом будут банкротить. Фактически это искусственный передел рынка, – заявила Ольга Тимофеева. – Муниципальные власти вообще остались не у дел. У них нет никаких полномочий, они не могут даже контролировать работу регионального оператора на своей территории. Правительство сейчас предлагает наделить муниципалов полномочиями по контейнерным площадкам и всё.
По её мнению, реформу обращения с отходами необходимо срочно корректировать, а запускать её сейчас – это «огромный риск».
- Необходимо честно признать низкое качество территориальных схем, утвердить к ним жёсткие требования и заставить оперативно доработать, – отметила депутат.
Тимофеева подчеркнула: правки, внесённые Госдумой в июле, не снимают выявленные риски.
- Мы увидели желание дополнительно включить в тариф для населения расходы на обработку и сортировку мусора, – пояснила глава комитета по экологии и охране окружающей среды. – Если это приводит к получению дополнительного дохода операторами от продажи вторсырья, то граждане платить не обязаны. Если сортировка позволяет снизить объём захоронения отходов, это прямой интерес полигона – он будет дольше эксплуатировать земельный участок. И тогда за это тоже не должны платить люди.
Несогласованные схемы
Ольга Тимофеева напомнила: поручение президента о включении общественности в обсуждение территориальных схем так и не было выполнено, как и ещё одно – предусмотреть стимулы для вовлечения населения и малого бизнеса в сбор, сортировку и утилизацию отходов. Сроки истекли ещё 1 июня. В предложенных правительством поправках эти поручения снова остались без внимания. По мнению депутата, главная проблема – отсутствие у реформы единого координационного центра.
- Надо садиться за стол переговоров, привлекать регионы и убирать все риски, пока реформа не привела нас к ещё худшим проблемам. Подготовка законопроекта ко второму чтению не требует получения отзывов из субъектов, но мы считаем, что с территориями обязательно надо советоваться, – отметила она.
Как сообщает ИА «Irkutsk Media», терсхемы, разработанные в байкальских регионах, не согласованы друг с другом. По словам Ольги Тимофеевой, Иркутская область, Бурятия и Забайкальский край должны как-то договориться и доработать свои планы. Ранее главы профильных ведомств во всех трёх субъектах отмечали, что ожидают в этом процессе ряд сложностей. В частности, Юрий Сафьянов рассказал ТАСС, что некоторые населённые пункты находятся на границе двух субъектов.
- Мусор на полигон твёрдых коммунальных отходов (ТКО) от последнего населённого пункта в Бурятии надо везти 40 километров на машинах, а с иркутской стороны этот же полигон может находиться ближе – например, в 20 километрах. Конечно, экономически целесообразнее везти (отходы) в Иркутскую область, ведь любой дополнительный километр влияет на тариф, – пояснил Сафьянов.
Сложности реализации
Впрочем, со своей стороны власти Приангарья заявили, что не будут объединять усилия с соседями, пока не опробуют свою территориальную схему.
- Сначала необходимо введение института регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в пилотных регионах. По результатам их работы будет определена необходимость объединения аналогичных документов, – пояснили ТАСС в иркутском Минприроды.
Их коллеги из Забайкальского края сочли такую совместную работу резонной, однако подчеркнули: «главным фактором остаётся действующее законодательство России», согласно которому создание межрегиональных территориальных схем не предусмотрено и, соответственно, «отсутствуют механизмы их разработки, согласования и утверждения».
- В этом случае возникает вопрос о финансировании и исполнителях работ, а также по строительству объектов, предусмотренных территориальными схемами, – отметили в краевом Минприроды.
Кроме того, власти Забайкалья опасаются недовольства со стороны жителей районов, где будут размещаться полигоны ТБО, если на них будут свозить мусор с других территорий.
«Мусорная мафия» Бурятии не страшна?
В правительстве республики уже готовы объявить конкурс по выбору регионального оператора. Кто займётся «мусорным вопросом», станет известно в конце года. Ранее федеральные чиновники (да и депутаты) отмечали, что при внедрении реформы готовы встретить сопротивление со стороны «мусорной мафии» – операторов полигонов и компаний, которые сегодня занимаются вывозом отходов.
- Против изменений выступают те, кто давно работает на этом рынке и много инвестировал, – заявил РБК парламентарий Олег Лебедев. – Они создают общественные организации, которые обращаются в региональные управления ФАС: мол, если заставлять мусоровозы везти отходы на определённые полигоны, то это нарушение закона о конкуренции.
По его словам, сейчас управляющая компания платит за вывоз мусора транспортной компании и та сама решает, что с ним делать. При этом ТБО могут оставить в ближайшем карьере, овраге, на обочине дороги или в лесу. Реформа отрасли предполагает изменение этой системы: деньги перевозчик получит только тогда, когда довезёт отходы до определённого полигона.
- Рынок обращения с отходами во многом серый и криминальный. Его легализация вызывает недовольство полукриминальных структур. Они будут инвестировать в формирование общественного мнения, чтобы остаться на мусорных потоках и, следовательно, при деньгах, – считает замглавы Минстроя России Андрей Чибис.
В Минприроды Бурятии никакой угрозы со стороны «мусорной мафии» не видят. По словам Юрия Сафьянова, в сфере обращения с отходами наша республика не является привлекательной для инвесторов, поскольку за год в регионе образуется всего лишь 270 тысяч тонн мусора. Более половины – 135 тысяч тонн – приходится на Улан-Удэ.
- По сути, экономика работает только в городе, всё остальное – это дополнительная нагрузка, – подчеркнул Юрий Сафьянов. – К моему большому сожалению, интереса для крупных региональных операторов, которые работают в других субъектах страны, мы не представляем. Никакой «мусорной мафии» не будет – мы ей просто неинтересны. А позиция правительства Бурятии заключается в поддержке малого бизнеса. Поверьте, мы никому не дадим умереть и все предприятия, которые работают сегодня в сфере обращения с отходами, найдут общий язык с региональным оператором. Это уже наша задача.