Эдуард Даржаевич помогал изготовить хурдэ (молитвенные барабаны) для Зандинай дугана. После этого ему открылось видение его будущих дел. Он рассказал нам почти мистическую историю.
Когда его попросили помочь возвести хурдэ на месте первого дацана хори-бурят, он даже не знал, где это место находится. И дело сначала шло с препятствиями. Тогда он решил съездить в Тугнуйскую степь, своими глазами увидеть место и дуган.
- В Зандине почувствовал, что здесь очень сильный сахюусан (ангел-хранитель) Дамдин Чойжил, а его обитель находится на горе Ундэр-бабай. Когда я поднялся на гору, то передо мной, в низине, предстал дуган. Я поразился тому, что его крыша напоминает крылья парящего орла. Еще меня там сопровождали белоголовые орлы, - вспоминает подробности первого знакомства с малым селом Эдуард Даржаевич.
- Сейчас думаю, как я, выходец Баргузинской долины, оказался там? Мне кажется, что при строительстве буддийских святынь методом народной стройки сахюусаны-ангелы выбирают нужных людей, которые могут это осуществить. У меня в Зандине все пошло как по маслу, словно кто-то невидимый открывал дорогу и помогал в деле. Миллиметр в миллиметр, без ошибок получились хурдэ, - поделился наблюдением народный мастер. - Тогда я понял, что это неспроста, и у этой местности есть мощные защитники.
Но главное, по словам народного мастера, в Зандине он получил благословение еще на одно благое дело. К нему Маланов шел долго, никак не мог подступиться, но при завершении возведения хурдэ понял, что у него непременно получится.
- Теперь я знаю, чтобы добиться успеха в деле и выйти из него победителем, нужно ехать в Зандинай дуган. Он не только дает силы, но и направляет. Крыша дугана похожа на два расправленных крыла парящего орла. Ехать сюда надо перед любым начинанием, танец орла – это предзнаменование победы, - рассказал Эдуард Даржаевич.
Дело, о котором он говорит, связано с его малой родиной. Со дня открытия Зандинай дугана не прошло и двух недель, а мастер уже приготовил эскиз лампадного дома. Его он хочет возвести на Барагханском аршане Курумканского района. Там уже стоит субурган, когда-то возведенный им.
- Молитвенный барабан, внутри которого свитки с мантрами, приходя в движение, распространяет вокруг добрую энергию. Сознание человека, который крутит барабан с добрыми мыслями, как бы объединяется с этой энергией в одно целое. Молитва идет наружу, помогает всем живым существам, ведь, кроме нас, еще много тех, кто страдает, даже в параллельных мирах, - объясняет Эдуард Даржаевич.
После изготовления хурдэ у Маланова появились мысль о строительстве зулын дугана (лампадного домика) и понимание, как он это сделает.
- У зула (лампадки) есть своя суть. Мы и все живое объединены белой пищей. Наши коровы ищут у природы, среди трав, самое чистое и вкусное. Из молока, что они дают, мы получаем сметану, из сметаны масло. Из этого отборного масла (дээжэ), что дала природа, мы возжигаем лампадку. Горящая зула – знак уважения защитникам, она дает нам душевное равновесие во всех трудных ситуациях. И я хочу создать условие для этого.
Мастер уверен, что огонь в лампадах, зажженный в Курумкане, будет освящать и очищать местность, как те четыре хурдэ, изготовленные им на территории Зандинай дугана.