глава Бурятии
2911

Бурятия попала в число регионов с повышенным избирательным риском

По мнению экспертов, обстановка в республике может обостриться по вине элит

Фото: пресс-служба главы и правительства РБ

Власть в этом году сменится в 17 субъектах страны. В 16-ти из них, в том числе в Бурятии, выборы будут всенародными. Имя нового руководителя региона станет известно уже через несколько дней. Напомним, на этот пост претендуют трое: известный телеведущий и общественник Бато Багдаев, координатор БРО ЛДПР Сергей Дорош и и. о. главы республики Алексей Цыденов («Единая Россия»).

В преддверии Единого дня голосования эксперты фонда «Петербургская политика» проанализировали политическую обстановку в регионах. В шести из них избирательные кампании прошли так, что могут привести к накоплению электоральных и политических рисков, сообщают «Ведомости». Речь идёт о Свердловской, Кировской, Новгородской областях, Удмуртии, Севастополе и Бурятии.

- В Свердловской области можно было зарегистрировать (мэра Екатеринбурга Евгения – прим. авт.) Ройзмана. Победа над ним могла бы стать символической и перезагрузила бы имидж губернатора (Евгения Куйвашева), – пояснил изданию президент «Петербургской политики» Михаил Виноградов. – В Кировской области в качестве основной выбрали тему медицины, которая легко становится мишенью для критики. В Севастополе с приходом врио (Дмитрия Овсянникова – прим. ред.) структура элит стала ещё сложнее, к тому же общество постепенно обнаруживает, что интеграция в Россию не означает всеобщей гармонии. Врио глав Удмуртии и Новгородской области (Александра Бречалова и Андрея Никитина) объединяет язык, на котором они говорят. Проведение «стратегических сессий» важно, но нелегко этим пропитать местные элиты.

В Бурятии же проблемы были на протяжении всей кампании: на старте – в связи со сложностями вхождения и. о. главы региона во власть и его слабыми «клановыми» позициями, на финише – из-за отказа избиркома зарегистрировать председателя БРО КПРФ Вячеслава Мархаева в качестве кандидата на пост главы, отмечают авторы доклада. Напомним, главный коммунист республики решил оспорить это решение в ЦИК и даже дошёл до Верховного суда России. Однако там его жалобу удовлетворить отказались. На пресс-конференции 31 августа Мархаев сообщил, что теперь намерен отстаивать свои права в ЕСПЧ.

Контрэлитная консолидация

Кампании в Белгородской области и Мордовии эксперты называют «модельными» и близкими к сценарию президентских выборов, которые состоятся в 2018 году. В Пермском крае, Марий Эл, Калининградской и Томской областях удачно используется эффект обновления власти. А ещё в четырех регионах – Карелии, Саратовской, Ярославской и Рязанской областях избрание губернаторов будет «техническим», считают эксперты.

Если не возникнет серьёзных рисков политизации, то даже с проблемами можно работать, подчеркнул Михаил Виноградов.

- Иногда спонтанное назначение губернаторов приводит к тому, что управляемость территорией теряется, примером является Краснодарский край. Поэтому необходимо выстраивать систему управления рисками и смотреть, как они нивелируются через диалог с элитами, выдвижение инициатив от губернатора, – заявил «Ведомостям» политолог.

Ярославская область, по его словам, также была на грани попадания в «конфликтную» зону.

- Там тоже  чужой и непонятный человек, но Дмитрий Миронов опирается на больший лоббистский потенциал и больше соответствует имиджу федерального назначенца, тогда как в отношении некоторых других врио возникает ощущение, что они пришли ненадолго, – пояснил Виноградов.

В отдельных субъектах, в том числе в Севастополе, Ярославской и Кировской областях, конфликты элит сложились давно и не исчезли с приходом новых губернаторов, говорит политолог Андрей Колядин.

- Где-то закладывается своего рода бомба, поскольку губернаторы вследствие невысокой явки могут набрать под 80% – это не страшно, но завышенные проценты дают завышенные ожидания от нового губернатора, – отметил он.

Кроме того, кое-где, как в Новгородской области, есть многолетний конфликт между городом и регионом, последствия которого влияют на политику и сейчас.

- Местные элиты всегда переживают, когда на территории присылают варягов. Но эта практика появилась не вчера, и регионы под их управлением живут не хуже других. Главное, чтобы центр не забывал их в федеральных целевых программах, субсидиях и преференциях, – добавил Колядин.

По мнению политолога Дмитрия Бадовского, необходимо точнее расставлять акценты. Так, в группе с повышенным избирательным риском есть территории, где потенциал возможных проблем формируется или усугубляется самим качеством избирательной кампании. Это Севастополь, Свердловская область и Бурятия. Основным риском для перечисленных регионов является возможность контрэлитной консолидации против губернаторов, говорит эксперт.

- А сложности с «укоренением фигур врио» – как в Новгородской и Кировской областях и Удмуртии – не проблемы избирательных кампаний как таковых, а более общие и долгосрочные вопросы политстратегии губернаторов, структуры элит и состояния общественного запроса, – резюмировал Бадовский.

Конкуренция исчезла

Ещё в начале июня эксперты прогнозировали мощную конкуренцию на выборах главы Бурятии. Сообщалось, что основная борьба развернётся между Вячеславом Мархаевым и Алексеем Цыденовым. Такое мнение, в частности, высказывал директор коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко. Он также отмечал, что голосование в республике может выйти на второй круг. Правда, при одном условии.

- Всё зависит от кампаний. Грубо говоря, зарегистрируют Мархаева или нет. Если зарегистрируют, второй тур реален, – пояснил он.

Кроме того, в число регионов с высокой конкуренцией эксперты «Минченко Консалтинг» включили Марий Эл, Кировскую область и Севастополь. В докладе «Аналитический обзор хода губернаторских кампаний в России» они отмечали, что причин тому несколько, в частности – традиционная протестность и активность местных популярных оппозиционных кандидатов.

Ряд специалистов, опрошенных интернет-изданием «Znak.com», также заявили: в Бурятии предстоящие выборы без неожиданностей не обойдутся. Источники издания подчёркивали, что все недовольные могут объединиться вокруг лидера бурятских коммунистов Вячеслава Мархаева. А политолог Виталий Иванов и вовсе предрекал республике повторение «иркутского сценария». В качестве аргументов он привёл «плохое наследство» экс-главы Вячеслава Наговицына и «общую нестабильность в регионе».

Однако вскоре после того, как кандидаты приступили к сбору депутатских голосов, политологи и федеральные СМИ всё чаще стали сообщать о том, что у Мархаева могут возникнуть проблемы с муниципальным фильтром. А в конце июля республиканский избирком отказал ему в регистрации – свою роль сыграли так называемые «сдвоенные подписи» и небрежное отношение к оформлению документов.

А в конце августа эксперты околокремлёвского «Фонда развития гражданского общества» (ФоРГО) заявили: в большинстве регионов – 14 из 16 – выборы пройдут по «референдумному» сценарию. В этом перечне оказалась и Бурятия. Иными словами, голосование в республике станет своего рода референдумом о доверии действующей управленческой команде региона. Об этом говорится в докладе под названием «Выборы глав регионов в 2017 году: сценарии кампаний и прогнозы». 

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях