В течение нескольких лет газогенераторная станция Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода вырабатывала газ для термических печей литейного и кузнечного производства. А побочные продукты – вода с примесью фенола и каменноугольная смола – сливались в отстойник-накопитель, более известный как «фенольное озеро». Токсичные отходы в районе Кирзавода не ликвидировали с 2006 года.Именно тогда ЛВРЗ смог, наконец, перейти на сжиженный газ.
В 2014 году Восточно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура провела на заводе проверку и выявила там ряд нарушений. В частности, выяснилось, что ядовитые отходы сливались прямо в грунтовую яму. В результате загрязнились все подземные воды Лазовского месторождения, которые, в свою очередь, несут опасные вещества в Уду и Селенгу и далее – в Байкал.
Ущерб, причинённый экологии, тогда оценили в девять миллионов рублей. В ходе исследований, которые проводил республиканский аналитический центр в апреле-сентябре 2014 года, удалось установить, что концентрация по нефтепродуктам и аммонию превышали предельную в десятки, а по фенолам и другим вредным веществам – в тысячи раз. Природоохранная прокуратура решила привлечь завод к ответственности и обратилась с иском в суд.
Вскоре предприятие продало «ядовитый водоём» частной компании с уставным капиталом в десять тысяч рублей. Однако выяснилось, что лицензии на обеззараживание отходов такого класса опасности у покупателя нет. После того, как владелец этой фирмы скончался, вопрос и вовсе «повис в воздухе». Впрочем, руководство ЛВРЗ неоднократно заявляло, что готово понести ответственность, если соответствующее решение примет суд. В начале 2015 года требования прокуратуры к ОАО «Желдорреммаш» удовлетворили. ЛВРЗ обязали ликвидировать опасный отстойник.
Однако предприятие оспорило это решение, заявив, что разбираться с «фенольным озером» теперь должен новый собственник. Спустя два года дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. Как сообщали минувшей зимой в Общероссийском народном фронте (ОНФ), с ЛВРЗ ведётся судебное разбирательство. Распоряжение поставить точку в этом вопросе дало руководство республики.
Пока власти и общественники думают, как избавиться от фенольного озера, предприниматели из Страны восходящего солнца уже нашли способ извлечь из этого выгоду.
- Наш активист рассказал, что японцы проявили интерес к фенольному озеру и готовы использовать его как сырьё. Кто-то даже пошутил, что тогда они нам должны доплачивать, – рассказал журналистам на межрегиональной экологической конференции Общероссийского народного фронта 6 сентября координатор центрального штаба ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Азат Газизов. – Частенько мы рассматриваем вопросы не в том аспекте. Если у нас мусор – это проблема, то в Китай завозит из Америки пластик, чтобы делать расчёски и поставлять на экспорт. Иногда полезно смотреть по-другому на какие-то обыденные вещи.
«Фронтовики» пообещали, что будут держать вопрос под контролем, тем более что кое-какие подвижки уже есть.
- На конференции нам сообщили, что делается для решения проблемы, и мы, в принципе, согласились, что меры принимаются. Если мероприятия начнут буксовать, будем подключаться, – добавил Газизов.