Байкал
3967

Всемирный банк пошёл на попятную в вопросе строительства монгольских ГЭС

Участие в нашумевшем проекте может ударить по репутации финансовой организации

Фото: pixabay.ru

Об этом министр природных ресурсов России Сергей Донской рассказал ТАСС  в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ-2017), который проходил во Владивостоке с 6 по 7 сентября.

- Всемирный банк едва ли будет инвестировать в проект, который грозит репутационными рисками для этого финансового института, – подчеркнул глава Минприроды.

Напомним, о намерениях построить собственные гидроэлектростанции наши южные соседи сообщили около четырёх лет назад. Тогда Всемирный банк выразил готовность профинансировать проект MINIS по развитию инфраструктуры горнорудной промышленности. Речь шла как минимум о двух объектах – плотине на самой Селенге и водохранилище на Орхоне. Таким образом монголы планировали решить проблему энергодефицита. В 2013 году появился другой проект – на реке Эгийн-Гол, который обещал поддержать Китай. Монголия по какой-то причине не сообщила о нём России, но что строительство ГЭС (которая, к слову, считается одной из самых опасных) стартовало, в соседнем государстве не отрицали.

Дружно против

В мае 2016-го Всемирный банк решил приостановить финансирование гидроэлектростанций на Селенге и водохранилища на Орхоне. А вскоре под вопросом оказалось и строительство Эгийнгольской ГЭС – этот проект в Поднебесной не поддержали из-за претензий со стороны России. Министр иностранных дел России Сергей Лавров лично обратился к руководству Бурятии с просьбой вынести вопрос строительства гидроэлектростанций на широкое обсуждение. Изначально мероприятие планировали провести на территории республики и в соседнем Приангарье осенью 2016-го года. К обсуждению решили привлечь широкий круг жителей, общественников и экспертов. Мероприятие неоднократно переносилось по инициативе монгольской стороны.

То, что обсуждение всё же состоялось, федеральные СМИ поставили в заслугу лично президенту страны Владимиру Путину. Как сообщала интернет-газета «Lenta.ru», именно он год назад в ходе встречи со своим монгольским коллегой поднял вопрос, как проектируемые ГЭС могут повлиять на Байкал, а до этого Монголия якобы вообще не планировала учитывать мнение соседей.

В MINIS пояснили, что главная цель этих общественных консультаций – узнать мнение населения и представителей российского правительства «для доработки технического задания на проведение исследований РЭО (региональная экологическая оценка – прим. ред.) и ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). В ходе публичных слушаний, которые прошли в районах Бурятии и в Улан-Удэ в марте, жители республики дружно выступили против строительства ГЭС – как и ииркутяне. А представители монгольской делегации, в свою очередь, обвинили общественников в «промывании мозгов» населению.

Альтернативные варианты

Учёные  неоднократно рассказывали о рисках, которые несёт плотин и выдвигали свои варианты решения проблемы энергодефицита. По данным ТАСС, уже в октябре Россия намерена предложить ряд альтернатив монгольским гидроэлектростанциям. Это модернизация существующей линии электропередачи и строительство новых ЛЭП, в том числе с выходом на Китай, а также энергомост в рамках азиатского энергокольца. По мнению Сергея Донского, цена на электроэнергию для монголов в этом случае  будет ниже, чем при реализации проекта ГЭС.

- Мы обязательно включим этот вопрос в  повестку межправкомиссии (с Монголией) –  с учётом озабоченности граждан по итогам общественных слушаний в Иркутской области и Бурятии, – пояснил изданию Сергей Донской. – Принимая во внимание озабоченность наших монгольских соседей в связи с дефицитом электроэнергии, готовы предложить им альтернативные варианты. Уже сформирована рабочая группа по Селенге, она будет заседать в начале октября в Улан-Баторе.

Заседание межправительственной комиссии состоится в конце того же месяца.  

- На мой взгляд, самый реалистичный вариант –  большое энергетическое кольцо. Дело в том, что сейчас в Монголии запускается добыча на новых угольных месторождениях, к тому же у них идёт модернизация железной дороги, вдоль которой можно проложить провода. А  у нас большой переизбыток мощностей на Дальнем Востоке, – пояснил министр. – Есть ещё один вариант –  строить у них генерацию. Сейчас существует большое количество чистых угольных технологий и Монголия сможет использовать свои богатые угольные ресурсы. У нас есть своё производство солнечных панелей и мы можем обеспечить им качественную солнечную генерацию. Наши компании заинтересованы в реализации всех этих проектов.

Взять в кольцо

Напомним, минувшим летом стало известно, что «Россети» хотят проложить в Монголию линию электропередачи. Вопрос обсуждался на встрече делегации «Единой России» и руководства правящей партии соседнего государства, которая состоялась в Улан-Баторе в конце июня. Сообщалось, что ЛЭП пройдёт из Хакасии через Тыву и далее – в Монголию (где позволит объединить изолированные энергорайоны страны в единую энергосистему), а затем «вернётся» в Россию через Бурятию в Забайкальский край.  На недавней встрече с руководством Бурятии гендиректор «Россетей» Олег Бударгин подтвердил эти намерения.

- У нас в перспективе – интеграция с энергосистемой Мон­голии. Долгое время проект был заморожен, но после недавнего визита Владими­ра Путина в Бурятию, во время которого обсуждалась важность строительства трансграничной линии электропередачи, он находится в стадии активной проработки, – цитирует Олега Бударгина пресс-служба правительства республики. – Сейчас есть прямое поручен­ие президента разраб­отать мероприятия по усилению энергетических связей.

Появление такой ЛЭП значительно снизит инвестиции в развитие энергосистем российских и монгольских регионов и позволит снять экологические риски, связанные с возведением гидростанций на Селенге и её притоках, писала «Комсомольская правда». По расчётам экспертов, строительство одного дополнительного мегаватта гидрогенерации в Монголии примерно в 2-3 раза выше, чем стоимость строительства сетевой структуры для передачи мегаватта по обсуждаемому транзиту. Кроме того, новая инфраструктура в будущем может стать частью Большого Азиатского энергокольца, включающего Россию, Японию, Южную Корею и Китай. Это ещё больше повысит надёжность электроснабжения потребителей и принесёт дополнительный доход всем участникам.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях