На столе перед 70-летним Анатолием Феодосовым лежат антикварная вилка, серебряная солонка, старинный градусник и часы, какие в позапрошлом столетии в специальном кармашке на жилете носили врачи. Все это реликвии его семьи, передающиеся из поколения в поколение. Об этом собщает "КП-Екатеринбург".
К Анатолию они попали от его мамы, а к ней от бабушки. Вместе с ними из уст в уста переходит и легенда, согласно которой когда-то эти артефакты путешествовали по России вместе с цесаревичем Николаем Александровичем – будущим императором Николаем II.
– Сейчас я живу в Петропавловске-Камчатском, но корни мои уходят к озеру Байкал, – говорит Анатолий. – Наша семья жила в поселке Листвянка, что по правую сторону истока реки Ангары и тянется вдоль озера. Я ходил здесь в школу.
Личной встречи с цесаревичем Николаем Александровичем удостоилась бабушка Феодосова. Дело было в 1891 году. Будущий император совершал длительное путешествие, которое было обязательным этапом образования членов императорского дома. Правда, Николай Александрович отправился не в Европу, как предшественники, а в Азию. 23 октября 1890 года он выехал на поезде в Вену, где сел на крейсер «Память Азова». Будущий император побывал в Греции, Египте, Индии. Посетил Сингапур, Таиланд и Японию. И после этого вернулся через всю Россию назад домой – в Санкт-Петербург.
– По пути ему со свитой ненадолго пришлось остановиться в Листвянке – в порту «Байкал», – рассказывает Анатолий Феодосов. – И там они устроили встречу с местным населением – были накрыты столы, все было сервировано красивой посудой. Моя бабушка работала сельским врачом, поэтому, конечно, ее тоже пригласили на встречу. А когда торжественный ужин закончился, Николай Александрович сказал гостям, что они могут забрать всю эту царскую посуду себе на память. Бабушка взяла себе серебряную солонку и вилку. А потом к ней подошел доктор, сопровождавший цесаревича. Они разговорились, и он подарил ей, как коллеге, медицинские книги и градусник. А моему деду он подарил вот эти карманные часы. – Анатолий демонстрирует металлический корпус старинного хронометра, со львом на крышке. – Бабушка все это сохранила на память.
Иркутские историки подтверждают: Николай II в 1891 году действительно был в Листвянке.
– Дело в том, что цесаревичу надо было на пароме пересечь Байкал, чтобы в Листвянке сесть на пароход и двинуться по реке Ангара в сторону Иркутска, – объяснил Евгений Меньшагин, заведующий отделом истории Музея истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова.
Анатолий смотрит на вещи, которые достались ему от бабушки с нескрываемой грустью. В скором времени ему придется расстаться с ними.
– Бабушка умерла в 1954 году, мать – в 1987-м, – вздыхает Анатолий. – Я бы сохранил эти реликвии, но, скорее всего, придется их продавать. У меня с почками проблема.
Долгое время он работал начальником рейсов на корабле. Ходил в океан на 180 суток и все это время пил воду из опреснителей.
– Это и сказалось на здоровье, – говорит Анатолий. – У меня и в мыслях не было продавать семейные реликвии, но здоровье дороже. Врачи говорят, что надо делать гемодиализ. Но я не хочу, потому что это на всю жизнь. Лучше уж почку заменить. Врач-нефролог, у которого я наблюдаюсь в Камчатской краевой больнице, сказал, что это можно сделать за границей, но мне понадобится около 200 тысяч евро. У меня, кстати, один знакомый пилот тоже был, фактически, при смерти. От него все наши больницы отказались, так он собрал деньги и съездил в Южную Корею на операцию. И ничего – живет. В Минск переехал. Вот и я сейчас хочу найти деньги, а потом уже буду думать в больницу какой страны обратиться – Израиль там, или Германию…
К слову, как нам объяснили специалисты, операции по трансплантации почек можно сделать и в России, причем бесплатно. Все пациенты, которые встают на гемодиализ – уже кандидаты на пересадку. Сама операция это высоко технологичная процедура, на которую пациенты попадают согласно листу ожидания. В этом списке находятся люди, которым гемодиализ уже не помогает (Анатолий Феодосов пока к таким не относится – прим. ред.), и которые умрут без пересадки. Очередь формируется исходя из того, кому операция нужнее.