В минувшее воскресенье, 10 сентября, в Бурятии впервые за 15 лет прошли всенародные выборы главы. Победу на них, как уже сообщалось, одержал Алексей Цыденов, который в течение полугода руководил регионом с приставкой и. о. По последним данным, за него проголосовало более 260 тысяч человек (87,43 %), ещё 15 325 (5,14 %) выразили доверие «выдвиженцу» от «Коммунистов России» Бато Багдаеву, а 13 056 (4,39 %) поставили «галочки» в бюллетенях за координатора БРО ЛДПР Сергея Дороша.
Ранее известный политолог, руководитель центра изучения политических трансформаций Бурятского государственного университета Алексей Михалёв рассказал, что ждёт бывших оппонентов Цыденова. По мнению эксперта, и Багдаев, и Дорош благодаря участию в этой избирательной кампании обеспечили себе места в Народном Хурале. Напомним, республиканский парламент «обновится» в 2018 году.
«Придётся тяжело работать»
Всего же в этом году власть сменилась в 17 российских регионах. Одиннадцать губернаторов-новичков, десять из которых не имели электорального опыта, получили 10 сентября в среднем 76,3% голосов при явке 35,8%, отмечают «Ведомости». Главы Марий Эл, Бурятии, Калининградской области и Пермского края набрали более 80% и вошли в «пятёрку» лидеров.
Старожилы, за исключением Владимира Волкова (Мордовия), возглавившего топ-5, выступили скромнее. Саратовского губернатора Валерия Радаева поддержали 74,6% избирателей, белгородского Евгения Савченко – 69,2%, а остальных – около 60%.
Источник «Ведомостей» в администрации президента (далее – АП) отметил: губернаторы понимают, что такие результаты – «не оценка их работы, а аванс, рейтинг ожиданий от них». Опять же, исходя из текущей политической практики, процент, полученный главой региона, не должен превышать показатели кандидата от Кремля на президентских выборах в 2018 году. Этот вопрос ранее уже обсуждался в АП, напоминает издание.
По мнению руководителя региональных программ «Экспертного института социальных исследований» (ЭИСИ) Андрея Колядина, в высоких процентах кроется риск завышенных ожиданий от губернаторов.
- Каждую неделю министры, президент, премьер приезжали в регионы. Народ на это реагировал как на чудо, губернаторы набрали под 80%. Дальше это будет происходить? Будет им поступать такой объём ресурсов? Нет, – заявил Колядин в минувший вторник, 12 сентября, на заседании клуба «Регион».
По его словам, руководителям субъектов теперь придётся самим договариваться с министрами о включении в программы и «тяжело работать, чтобы были ресурсы».
- Народ на это будет как реагировать? «Я за него проголосовал, а ничего не происходит». Из-за этого могут быть проблемы, – пояснил эксперт.
Кстати, сам Алексей Цыденов признался журналистам, что не ожидал на выборах столь высокого результата и назвал его «карт-бланшем» от населения.
- Это налагает высокую ответственность. Теперь надо работать не покладая рук, – отметил о. и. главы.
Руководитель региона пообещал оправдать оказанное ему доверие и осуществить планы по «улучшению жизни в республике».
- После выборов всё только начинается, – цитировал Цыденова сайт БМК.
«Кавказские» результаты доверия не вызывают»
Показатели в 80% вызывают у многих избирателей психологический дискомфорт, но они скоро забудутся, считает политолог Михаил Виноградов.
- В дальнейшем всё зависит оттого, станет ли администрация президента требовать, чтобы кандидат Кремля набрал больше, чем врио. Технически это сделать непросто, было бы логично от этого требования отказаться, – считает Виноградов.
«Кавказские» результаты доверия у людей не вызывают, но сказать, что они шокированы, тоже нельзя, полагает политолог Аббас Галлямов.
- Россияне давно знают, что результаты выборов отношения к реальности не имеют. Напрямую к протестам это не ведёт, но только до тех пор, пока протестные настроения не достигнут определённого уровня. А вот потом это может стать триггером, – уверен Галлямов.
Во многих регионах явку сделали методами «электоральных султанатов» (это регионы, в которых партия власти традиционно получает большой процент голосов при высокой явке – прим. авт.), говорит политолог Дмитрий Орешкин.
- Была не мотивация избирателей, а более успешное использование манипулятивных технологий. Молодые губернаторы контролируют ситуацию, но получили такие результаты не потому, что народ их поддерживает, а потому, что директор школы или завода знает: если будут плохие результаты, то потом ему будет плохо, – подчеркнул Дмитрий Орешкин.
По его словам, в Москве из-за неуправляемого электората работали на низкую явку, а в регионах – на высокую. Того же можно ожидать и на президентских выборах.
«Это требует осмысления»
Напомним, в Бурятии в Единый день голосования явка составила 41,67 %. Ранее эксперты прогнозировали, что 10 сентября на избирательные участки придёт порядка 40 % жителей. Председатель республиканского избиркома Дмитрий Ивайловский напомнил, что на госдумовских выборах осенью 2016 года этот показатель был чуть ниже – 40,5 %, а на президентских в 2008-м – намного выше – 71,3 %.
- В 2018 году нас тоже ожидают выборы президента России, которые потребуют соответствующих усилий: надо организовать их надлежащим образом, чтобы они были честными и открытыми, – подчеркнул Дмитрий Ивайловский.
В эфире программы «Актуальная тема» на телеканале АТВ политолог из Бурятии Алексей Михалёв признался: прогнозировать явку в Бурятии – достаточно непростое занятие. Показатель в 36 % эксперт назвал для республики нормой.
- Коллектив центра изучения политических трансформаций сказал, что «болевой порог» в 40 % на выборах необходимо преодолеть и республика смогла это сделать. Действительно, есть потенциал по явке на президентских выборах. Кто бы что сейчас ни говорил и какие бы оценки ни ставил, 41,67 % – достаточно хороший показатель для Бурятии, – пояснил эксперт. – Вероятнее всего, в Москве обратят внимание, что Алексею Цыденову удалось перейти эту заколдованную цифру в 36% которая была даже на очень острых, конкурентных выборах в Госдуму.
Установку сняли
Ещё в июле в Кремле рассказали, от чего будет зависеть победа «путинских» назначенцев. Внутриполитический блок Кремля в этом году решил воспользоваться прежней системой оценки губернаторских выборов. Источники интернет-газеты «Znak.com» сообщили, что учитываться будут три показателя – результаты голосования (то есть процент голосов, набранный руководителем региона), уровень явки и отсутствие крупных скандалов.
Политолог Андрей Колядин назвал такой подход «обычной практикой».
- Новые критерии вводить не будут, по таким параметрам эффективность работы команды на выборах оценивают ещё с 90-х годов, – пояснил эксперт.
По мнению его коллеги Аббаса Галлямова, три вышеперечисленных показателя – явка, результат и отсутствие скандалов – «в принципе правильны».
- Можно добавлять новые – например, сравнивать показатели социального оптимизма в начале и в конце кампании. Однако если ограничиться минимумом, то должны быть именно эти критерии, – подчеркнул он.
При этом если кандидат получит хороший результат (более 51% голосов избирателей) и проведёт выборы без скандалов, вряд ли низкая явка будет считаться такой уж критичной. План по ней, в первую очередь, снизили для проблемных регионов, но и от прочих Кремль не будет требовать рекордов, писало издание. Как уже сообщал «Znak.com», установку по обеспечению явки перед выборами «сняли» со Свердловской, Калининградской, Кировской и Ярославской областей, а также с Бурятии.
По данным «Ведомостей», осенние кампании в регионах и вовсе было решено «сушить». Причина – небольшой разрыв между региональными и президентскими выборами. Возникло опасение, что люди не захотят голосовать два раза подряд. «Известия», в свою очередь, сообщали, что Кремль не заинтересован в искусственном повышении явки 10 сентября, а сама кампания по выборам губернаторов и местных заксобраний не рассматривается как подготовка к мобилизации избирателей на президентские выборы в марте 2018 года. Какими инструментами на этот раз воспользуется Кремль, чтобы привлечь к ним внимание граждан – пока непонятно. По данным исследования «ФедералПресс», актуальным правилом прошлой кампании стала прямая корреляция показателя победителя от явки.
«Опасность для Путина»
Пока же общая явка по регионам падает. Это показал анализ недавних губернаторских и госдумовских выборов, которые состоялись осенью 2016 года. Такая тенденция наблюдается в 14 субъектах из 16, где «обновилась» власть. Лидерами по снижению электоральной активности стали Томская (на 8 %) и Новгородская (11 %) области, Карелия, Удмуртия (10 %) и Севастополь (13%), сообщает «ФедералПресс». Впрочем, есть и исключения – это Бурятия и Пермский край.
- Несмотря на то что, со стороны федерального центра шёл сигнал не обеспечивать явку любыми методами, врио всё-таки работали на её повышение. В Пермском крае это было заметно. Там на протяжении нескольких месяцев шла работа со всеми целевыми группами населения. Плюс отсутствие реальных оппонентов, – пояснил изданию директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве России Павел Салин.
Политтехнолог Дмитрий Фетисов отметил: Алексей Цыденов сумел обосновать необходимость идти голосовать тем, что ему будет проще выстраивать отношения с федеральным центром, чувствуя за собой поддержку жителей региона.
Возможная низкая явка на президентских выборах – это единственная опасность для Путина на предстоящей кампании, подчёркивает политолог Дмитрий Журавлёв.
- Я знаю, что они (АП) всегда работают с тройным усердием, всегда стараются знать, что у них может произойти. У президента есть лишь одна опасность. При низкой явке ему могут сказать, что он президент большинства от меньшинства, – говорит Журавлёв.