Общество
4020

В Бурятии обсудили итоги выборов главы

Кандидаты на главный пост в республике, политики, журналисты, блогеры и общественники поспорили о прошедших выборах

Фото: Анна Павлова

Очередное заседание дискуссионного клуба WTF 03 прошло в Улан-Удэ в клубе «Челентано». В этот раз для экономии времени по двое дискутировали не только главные спикеры, но и эксперты. Предлагаем вниманию читателей самые яркие моменты из дискуссий. 

Цыренов и Цыренов 

«Цыденов покажет такие же цифры за Путина?» 

Первым на вопрос - признаете ли вы выборы? - ответил депутат Народного Хурала от КПРФ Баир Цыренов: 

- Политологи до голосования прогнозировали, что явка будет высокая. И, на мой взгляд, это яркий показатель провальной избирательной системы в стране. Сегодня официальная пропаганда использует цифру 40% явки как высокую. То есть априори государство признает, что 60%, а это больше половины, не приходит на выборы, и это считается уже хорошо. Явка выше, чем в других регионах, но в целом это яркий пример того, что избиратели не верят в выборы. В нашей республике выборы приобрели утрированный характер. Есть понятие «политическая весовая категория», и с этой точки зрения к выборам были допущены три кандидата. Если говорить о тех, кого допустили, вернее с кем договорились, что их зарегистрируют, то была абсолютно неравная ситуация. Один кандидат малознакомый, за полгода кое-как раскрученный, но при этом он все-таки от власти, навязанный СМИ. Очевидно, что СМИ сегодня находятся под, если не абсолютным, то серьезным государственным контролем, и в этих условиях результат ожидаемый. Но называть это демократичным словом «выборы» мы, конечно же, не можем. Мое личное мнение: такой результат признавать нельзя. 

Обвинение Мархаева как кандидата в сдвоенной подписи касается и выдвинутых кандидатов от ЛДПР, и «поддельной» компартии «Коммунисты России». По этому поводу у нас много претензий. Мы прошли не одну судебную инстанцию и правду не нашли. У нас есть намерение обратиться в суд ООН. Три ветви власти слились. И более того, две подчиняются одной. Исполнительная власть диктует свои условия и законодательной, и даже судебной власти. К сожалению, такая система приводит к тому, что нигде не можешь найти правду в этой искусственно созданной ситуации. Цыденов сам косвенно подтвердил, что муниципальный фильтр - это механизм избавления от некоторых кандидатов в главы региона. Признайтесь, что участие Мархаева очень сильно бы изменило картину. 

Почему нет графы «против всех»? Понятие порога явки тоже нет, а ведь оно создавало реальную угрозу легитимости избирательных кампаний. Сможет ли Цыденов в 2018 году показать такие же цифры за Путина? 

«Ищите меня под кроватью»

Ему оппонировал тезка, тоже депутат республиканского парламента, но уже одномандатник от «Единой России», Баир Цыренов: 

- Цыденов человек с чистого листа, за ним мощная поддержка. Выборы состоялись и показали, что народ Цыденова услышал. Участие Мархаева было бы интересным. По Мархаеву - я был за то, чтобы он участвовал. Но им была выбрана тактика ухода с выборов под прикрытием «дымовой завесы». Зачем было объявлять о сдвоенных подписях до сдачи в избирком? Чтобы знали, где искать? Это как маленький ребёнок играет в прятки и кричит: ищите меня под кроватью. Мархаеву было бы нечего противопоставить. Город Северобайкальск и Муйский район показали низкую явку. Почему? Потому что там в основном приезжие. А в Северобайкальском районе большинство коренных жителей ощущает себя частью Бурятии. Еравнинские люди тоже находятся выше остальных районов. Закаменский – горный район. И они дали больше голосов. В шутку и всерьёз, но горные районы голосуют круче. Что дальше? Большая работа по формированию команды. Реформирование госаппарата. 

- Чем же можно объяснить самый высокий процент явки в трех районах: в Оке, Еравне, Закаменске? 

Баир Цыренов («ЕР»): По ДНТ и СНТ сложно было поднимать людей, потому что стояла хорошая погода и все копали картошку. В селе попроще, организованнее. Ока - это уникальный район. Помню, 14 лет назад были выборы в Госдуму. Я там баллотировался и набрал 90%. Это активные люди. Еравнинские люди тоже находятся на уровне моря. Закаменский – горный район. И они дали больше голосов. 

«Авторитет Мархаева сегодня самый сильный»

- Вопрос спикеру от КПРФ. Едва сняли Наговицына и назначили Цыденова и.о. главы, многие были уверены, что теперь Мархаев сам не пойдет на выборы. Ожидали, что выдвинут вас для раскрутки, как это было в 2016 году на выборах в Госдуму. Тогда могла бы сложиться уникальная ситуация – боролись бы между собой Сергей Дорош и три метиса с агинскими корнями: Багдаев, Цыденов и Цыренов…(Смех в зале.) 

- Это часть информационной борьбы. В критические моменты темы расколов, альтернативных лидеров популярны. Специально используют пропагандистские цели борьбы. Политика - грязное дело. Что касается имиджа, авторитета Мархаева, то на сегодня он самый сильный. 

«Мархаев набрал бы 15 – 20%»

- Вопрос обоим спикерам: сколько Мархаев набрал бы процентов в параллельной вселенной? 

Баир Цыренов (КПРФ):  Я не Ванга, чтобы гадать. Пусть 25%, как вы считаете, но во втором туре процент был бы больше. Люди безответственно относятся к голосу. Они приходят и рассматривают портреты: кто покрасивее, у кого биография подлиннее.  Социология дело неблагодарное. Она в целом картину дает, но не точную. Политики используют социологов. По моим ощущениям, явка была ниже. Процент явки был специально завышен, так как это дает дотации. Это говорит том, что народ не доволен и надо денег ему поболее дать. 

Баир Цыренов («ЕР»): Явка была реальная. Я сам ездил по участкам своего округа и видел, как голосуют. Традиционно после 18:00 всплеск явки - люди после работы, после копки картошки. В Хойто-Бэе при мне в 18:00 за 15 минут пришло 60 человек. Если бы Мархаев участвовал в выборах, набрал бы 15 – 20%. 

Багдаев и Дорош 

«Мы коряво возвращаемся к демократии»

- Чем вы объясняете низкую явку? 

Батодалай Багдаев: Апатия населения. Люди не верят власти. Народ раньше шел на выборы, как на праздник. У власти был авторитет, а сейчас его нет. Архиважно вернуть доверие людей. Благополучное общество - это не общество сытых, а равных перед законом людей. На встрече с энергетиками меня потряс случай, когда один мужчина сначала хохотал: вот, мол, скандальный Багдаев! А когда я с ним заговорил человеческим языком, он стоял и плакал. Сегодня люди нуждаются в простом общении. Им не нужны ВВП, эти расхищенные миллиарды, которые до них не дойдут. Я признаю прошедшие выборы, уважаю Цыденова. Мы с вами коряво возвращаемся к демократии, к власти народа. 

- Довольны ли вы своими 5%? 

- Джимми Картер и в дождь, и в снег раздавал свои листовки, чем и покорил американцев. Его секрет успеха был в том, чтобы каждый день делать 5000 рукопожатий, чтобы стать президентом США. Я сделал ровно 15 385 рукопожатий. 

«Обшагали БАМ»

- Как ты оцениваешь выборы? Где ты набрал самые высокие проценты? 

Сергей Дорош: Мы «обшагали» весь БАМ, а не как Батодалай до Селендумы только дошел. Мы свою миссию выполнили. Работали молодой командой. За нами не стояли московские политтехнологи или огромные деньги. Мы учимся, развиваемся. Я убеждал, что Бато Багдаев не из КПРФ. Кремль создал новый рычаг воздействия на народ. Фокус в том, что берут молодых технократов. И они побеждают. На следующий год в Народный Хурал мы стрельнем гораздо сильнее. 

«Наговицын бы победил»

- Какой результат будет у Путина в марте 2018 года? 

Батодалай Багдаев: Я антипутинец и надеюсь, что он ничего не получит. 

- Сколько бы набрал Наговицын, если бы он баллотировался? И почему на стене в «Фейсбуке» вы не поздравили Цыденова? 

Сергей Дорош: Явка в городе накрученная, причем в пользу одного кандидата. Если бы были Наговицын и Мархаев, то были бы вторые выборы. Тотальная пропаганда и бюджетники - и в результате Наговицын бы победил. На инаугурацию меня не приглашают, поэтому у меня нет на стене поздравления Цыденову с победой. ЛДПР в отличие от КПРФ в ООН бегать не будет. Мы признаем свои ошибки. 

Гармаев и Митрофанова 

«Не считаю себя мэрским человеком»

- Как проходила ваша избирательная кампания? 

Денис Гармаев: На 25-м и 26-м округах явка была высокой. Я не какой-то из «голковщины», я - сторонник «Единой России» и ничего не вижу противонародного у этой партии. 

Татьяна Митрофанова: В газете прочитала, что я мэрский человек, через «э». Я не считаю себя мэрским человеком. Умею неконфликтным путем отстаивать  свою точку зрения.  На нашем округе до этого победил Будуев. Сергей Прокопьевич Бужинаев помогал мне, потому что видел, что я решаю много социальных вопросов, и отметил меня, так как я эффективно использую бюджетные средства. 

- Была ли административная поддержка? 

Татьяна Митрофанова: Я бы плюсом вышла, если бы была админподдержка. 8,5 тысячи меня поддержали. 

«Зачем насильно идти голосовать?»

Галсандоржиев и Матхеев 

- Что делать с 58% людей, не проголосовавших? Почему молодежь не идет сегодня голосовать? 

Саян Галсандоржиев: Причина в том, что молодежь проигнорировала выборы. Во-первых, около 15 лет не было прямых выборов главы региона. За 15 лет выросло несколько поколений, которые не умеют голосовать. Во-вторых, вся молодежь сейчас в интернете. И активной работы там не было. В-третьих, молодежь мыслит быстро и хочет все и сразу, а инструмент выборов сегодня им не понятный. Должны быть инфографика, интерактивы, как на Урале, розыгрыши квартир, машин могли бы привлечь молодежь. Интерактивность должна быть ясна. Онлайн-марафон идея замечательная. В-четвертых, это флешмобы, президентов школ бы выбирали, обучающие семинары были бы. И еще в России говорили о феномене Навального. Здесь YouTube помог. 

Чингис Матхеев: Выборы состоялись, и Бурятия получила нового главу. Самое важное, чтобы были взаимосвязь и понимание, за что мы голосуем. Выборы - не инструмент для решения проблем. Если нет убеждений, просто голосовать смысла нет. Зачем насильно идти голосовать? 

Озеров и Болотов 

«Пострадало большое количество людей»

Чингис Болотов: Не вижу смысла говорить о выборах, прошли да прошли. Мы запускали челенджи, и много было просмотров. На каждой 3 – 4-й машине наклейка «Стоп ГЭС» в поддержку  спасения Байкала. Если бы была заруба между Мархаевым и Цыденовым, то я бы пришел на выборы. Но  проголосовал бы за Цыденова. Пострадало большое количество людей, которые могли бы заработать на выборах… (Смеется.) 

«Это был референдум»

Игорь Озеров: Выборов не было. Я считаю, это был референдум. Как привлечь молодежь на выборы? Это как с футболом. Когда есть ситуация неопределенности результата, они идут. А когда люди знают заранее итог, то они не идут. Власть все делала для того, чтобы отбить желание идти на выборы. 

Гомбоев и Дугаров

«Как в Северной Корее»

Эрдэм Гомбоев: Мы хотели не победу, а дискуссию. Нет площадки, и мы не можем выявить предпочтения людей. У нас результаты, как у Северной Кореи. Цыденов для меня нелегитимный, потому что отобрал у меня право голоса. Явка притянута за уши. Партия «Единая Россия» поняла, что явки никакой не будет, так как выборы неконкурентные, и она устроила это. 

«Мы живем в демократической республике»

Биликто Дугаров: Явка больше, чем на предыдущих выборах. У Мархаева было бы 5%, так как половина проголосовала за Батодалая. В «Фейсбуке» я написал, что Баир Жамсуев более порядочный человек, чем Мархаев, и на меня накинулось 150 тысяч человек. Мне долго пришлось объяснять, почему я так считаю. Высокая явка на выборах - это показатель нездоровой социально-политической обстановки в стране. Если в стране более-менее экономическая, политическая обстановка, то никогда не бывает высокой явки. Например, в Чечне нездоровая обстановка и людей насильно сгоняют на выборы. А мы живем в демократической республике. У меня вопросов по явке нет. 

Итоги дискуссии подвели единоросс Баир Цыренов и коммунист Баир Цыренов.

Почему Цыденов не Собянин? 

Баир Цыренов (КПРФ): В 2018 году будут выборы президента РФ. И я считаю, что команде Цыденова надо будет делать результат Путину. И любой здравомыслящий человек понимает, что рейтинг Путина далеко не 90%. И что? Будет очередная волна беспредела?  Когда хозяева между собой дерутся, последствия все-таки у простых людей, на них это отражается. И на этот счет есть тревожные мысли. Почему Цыденов по примеру Собянина, допустившего Навального к себе в конкуренты, не допустил Мархаева? Абсурдность демократической ситуации в стране - это когда власть решает, давать или не давать возможность выдвигаться. Чем меньше наши власти дают легальное поле борьбы для населения, тем больше запросов на нелегальную борьбу. Процитирую Ленина: пока есть хоть один шанс из тысячи решить вопрос мирным путем, то мы обязаны этот шанс использовать. И еще «мы должны идти на нелегальную борьбу именно тогда, когда у нас все легальные формы ограничили». ООН против тирании. Это мировое сообщество, и мне не понятно критическое отношение, что мы туда обращаемся. 

Большой аванс от людей

Баир Цыренов («ЕР»): На выборах в Госдуму было 14 тысяч испорченных бюллетеней, а здесь 8900. Этот факт о чем-то говорит. Люди поверили Цыденову и откликнулись. Протестного голосования не было, несмотря на призыв портить бюллетени. Многие из КПРФ голосовали за Багдаева. Не боюсь повториться: люди поверили Цыденову и откликнулись. Это большой аванс. Впереди большая напряженная работа. Насчёт признания или непризнания результатов: Мархаев сам сказал, что в позе ежика никто стоять не будет.

Автор: Соелма Базарова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях