Елена Евгеньевна Иванова переехала в Северобайкальский район в 1977 году. Сейчас женщине 64 года, у нее 26 лет трудового стажа. В 1998 году она встала в очередь на получение субсидии на выезд из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Трудная жизнь на севере Бурятии
Елена Евгеньевна родом из Кижинги. В 23 года она приехала в поселок Новый Уоян и сразу устроилась на работу в котельную. После котельной женщина трудилась вахтером, станочницей, затем снова вернулась на первое место работы. На пенсию Елена Евгеньевна вышла в 2003 году, но продолжала работать, так как нужно было растить детей – их у женщины четверо.
- С 2004 года я вновь работала в Новоуоянских районных электрических сетях. Каждый год организация меняла свое название, нас увольняли, переоформляли, задерживали зарплату. Так проработала до 2012 года, потом ушла на пенсию окончательно, здоровье стало совсем плохим, - вздыхает наша читательница.
Помимо официальной работы, где зарплату не платили месяцами, женщина старалась подработать, где удастся, помогала с ремонтом зажиточным односельчанам. В 1990 году после операции на сердце умер супруг, саму Елену Евгеньевну также нельзя назвать здоровой – она перенесла инфаркт, удаление грыжи и желчного пузыря.
- В 90-х с деньгами было совсем туго. Мне, многодетной матери, практически не выплачивались никакие пособия. Обратилась в 1997 году в Минсоцзащиты, только после того этого мне начали выплачивать пособия, - вспоминает женщина.
Тернистый путь постановки на очередь
В 1998 году Елена Евгеньевна обратилась в администрацию Северобайкальского района, чтобы ее поставили в очередь на выезд из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Однако, как рассказывает сама женщина, в постановке на очередь ей отказал глава района Иннокентий Егоров.
- Мне сказали, что и работа у меня есть, и калымлю, и на очередь поставят, когда перестану работать, хотя я отработала уже больше 15 лет и право на постановку в очередь у меня было, - говорит пенсионерка.
В 2003 году женщина благодаря своей настойчивости все-таки добилась постановки на очередь, причем задним числом – с 1998 года. В 2010 году она поехала в Северобайкальск узнать, как продвигается ее очередь на получение субсидии. В районной администрации женщине сказали, что в очереди она только 1771-я. В 2012 году Елена Евгеньевна, потеряв терпение, обратилась в Северобайкальский городской суд.
- Помню, на суд не явились ни юрист, ни представитель Минстроя. Судья решила отложить заседание. Но и во второй раз они тоже не пришли. Судья сделал запрос в нашу администрацию, там сказали, что имею право на жилищный сертификат, - говорит наша собеседница.
Затем пенсионерка обратилась в Верховный суд. На заседании Верховного суда присутствовала представитель Минстроя Наталья Меркушева.
- Верховный суд обязал Минстрой выделить мне субсидию. Наталья Меркушева сказала, что деньги мне выплатят в ближайшее время, - говорит женщина.
Суды, приставы, администрации…
Елена Евгеньевна ждала обещанных денег год. Не дождавшись, вновь обратилась в районную администрацию, однако ее там даже не приняли.
Побывала пенсионерка и в УФССП. Там согласились с обоснованностью ее претензий, направили исполнительные листы в Минстрой Бурятии, но дело снова застопорилось.
- В 2014 году пришло извещение, что нужно ехать в суд в Северобайкальск. Приехала я туда, и судья сказала, что денег на переселение нет и ждать придется несколько лет, - с расстройством говорит наша собеседница.
Недавно пенсионерка вновь связывалась с администрацией Северобайкальского района.
- Мне сказали, что очередь общая и пенсионерам выдается всего один сертификат в год. Чтобы мне получить субсидию, надо прожить еще 443 года! – удивляется и негодует Елена Иванова.
В очереди 443-я
Специалист Минстроя нам пояснила, что Елена Евгеньевна по состоянию на 1 января 2017 года стоит в очереди на предоставление социальной выплаты под номером 443.
- До 2012 года субсидии выделялись, согласно федеральному закону, только инвалидам. С 2012 года, после принятия поправок к закону, разрешили выдавать также работающим гражданам и пенсионерам. В год из федерального бюджета выделяется в среднем 120 млн рублей. 70% из этих средств идет на переселение инвалидов, 20% - на пенсионеров и оставшиеся 10% - на работающих граждан. Поэтому в год субсидию получают не более 7 - 8 пенсионеров. Сейчас у нас субсидии ждут люди, вставшие в очередь в 1995 году. Всего средств на переселение у нас в республике ожидает около 5 тысяч семей, - пояснили нам в ведомстве.
ФИО главной героини изменены по ее просьбе, совпадения случайны.