Эта история началась летом прошлого года. В Северомуйске произошло сразу два крупных возгорания. В ночь с 3 на 4 июня вспыхнул заброшенный деревянный дом, а затем пламя перекинулось на соседние постройки. Пожар продолжался более восьми часов. За это время огонь успел уничтожить 17 домов. Посёлок вновь загорелся спустя две недели. В итоге несколько десятков человек остались без крыши над головой и имущества, которое наживали годами. Власти пообещали выплатить погорельцам компенсации – по 10 тысяч рублей на человека и ещё по сто тысяч семьям, которые при пожаре лишись вещей первой необходимости. Этот вопрос взяла под контроль прокуратура республики.
Средств на новое жильё в республиканском бюджете не оказалось. Экс-глава Бурятии Вячеслав Наговицын направил премьер-министру страны Дмитрию Медведеву письмо с просьбой оказать «финансовую помощь». На эти средства власти намеревались приобрести жилищные сертификаты для тех, кто остался без крыши над головой.
Прошло несколько недель – а вопрос так и не сдвинулся с мёртвой точки. Сельчане заявили о готовности объявить бессрочную голодовку, и обещание своё сдержали. Они выдвинули требования к правительству – предоставить соцвыплаты на приобретение нового жилья переселенцам из аварийного, а также тем, кто пострадал от пожара. Пока власти пытались решить этот вопрос, деньги и вещи для тех, кто пострадал от разгула стихии, собирали буквально всем миром.
Мёрзли и боялись медведей
В Минстрое республики провели заседание комиссии, на котором чиновники утвердили списки переселенцев из зданий, подлежащих сносу. Новые дома людям пообещали выделить в течение четырёх месяцев – с августа по ноябрь 2016 года. Сложнее обстояла ситуация со сгоревшими постройками. Сельчанам чётко дали понять: потеряв их в огне, они потеряли право и на жилищный сертификат.
В конце июля в посёлок пожаловал глава Минстроя Бурятии Николай Рузавин. Он встретился с голодающими и разъяснил им порядок получения этих сертификатов. Как сообщила тогда пресс-служба правительства, средства на эти цели будут выделяться в рамках программы переселения из зоны БАМа.
Власти уверяли, что предпринимают все возможные меры, дабы решить проблему переселенцев. А вот «такой метод решения вопросов, который выбрала часть жителей посёлка» – то есть голодовку – руководство Бурятии «не разделяет», сообщили в правительстве.
Но обсуждать вопросы «цивилизованно» у северомуйцев уже не было ни сил, ни желания, ведь отписки от чиновников они получали с 2014 года. За месяц ряды протестующих заметно поредели. Но самые стойкие по-прежнему сидели без еды – на чае и воде. Теряли вес и ночевали под открытым небом. Им пришлось изрядно помёрзнуть из-за зарядивших летом дождей. Однако холод и голод – далеко не все сложности, с которыми пришлось столкнуться северомуйцам. Они боялись нападений медведей.
- Собаки сидели около палатки и внезапно как побежали и забились в неё, – рассказывала infpol.ru местная жительница Тамара Ефимова. – Мы подумали, что они медведя увидели и испугались. Уже темно было. Потом в лес на машине съездили, фарами посветили – вроде никого нет.
«Анализы проведены, отклонений нет»
Вскоре ситуация приняла интересный поворот. Теперь уже бывший зампред правительства Бурятии по развитию инфраструктуры Николай Зубарев заявил в интервью ГТРК «Бурятия», что северомуйцы и не голодают вовсе, а просто хотят привлечь к себе внимание. Он рассказал, что вылетал в Муйский район после того, как там произошёл первый пожар.
- Что сгорело – то сгорело, это уже восстановлению не подлежит, – рассудил экс-зампред. – На второй пожар мы поехали уже с комиссией – ситуацию проанализировать и принять меры. На другой день прилетел вертолёт МВД. Причины мы выяснили. С жителями беседовали, обещали выделить им деньги на восстановление посёлка, инфраструктуры и энергетики.
На эти цели, по словам экс-зампреда, направили 19 миллионов рублей.
- Эти деньги сегодня в Муйском районе, их должны освоить. Мы возьмём на контроль освоение каждого рубля, – пообещал Зубарев.
Прокомментировал он и решение людей выйти на голодовку.
- Что касается забастовки… там своеобразная забастовка – вахтовым методом. Как говорится, одни бастуют, другие уходят. Вот сейчас надо двоим куда-то уехать, дети поступают. Двое уезжают, остальные остаются. Три дня назад комиссия Минздрава республики вернулась – её специально туда отправляли, потому что у нас есть определённое беспокойство по поводу того, как потом людей из голодовки вывести, – поведал Николай Зубарев. – По анализам понятно, что люди там не голодают. Просто выдвигают свои требования и хотят чего-то добиться. Все необходимые анализы были проведены, отклонений нет.
«Очень тяжело документы собрать»
Бывший высокопоставленный чиновник рассказал: на переселение из аварийного жилья республике выделили порядка 450 миллионов рублей. И заверил, что северяне свои сертификаты получат.
- Работа ведётся, документы собираются. Я думаю, всё решится до конца этого месяца (августа 2016 г.). Но мы же понимаем, что у нас в республике не только Северомуйск. Есть очередь и все люди ждут эти сертификаты, – отметил он.
С погорельцами всё оказалось сложнее.
- После пожара мы сразу же обратились в Минстрой и получили ответ, что по программе «Жилище» сертификаты им не положены. Глава республики написал письмо Медведеву, Медведев написал Хлопонину (Александр Хлопонин – зампред правительства России – прим. ред.), Хлопонин дал поручение Минфину и Минстрою заняться этим вопросом. Документы, которые мы собрали, прошли согласование в Минстрое, сейчас они находятся в МЧС России. Всё это происходит очень долго, очень тяжело документы собрать. Какое будет решение, мы пока не можем сказать. Мы контролируем эту ситуацию.
Сами сельчане предпочли слова Зубарева никак не комментировать.
- Мы на провокации не поддаёмся, это сугубо его личное мнение, – отметила Тамара Ефимова.
В середине августа 2016 года северяне были вынуждены прекратить голодовку. Они прожили без еды больше месяца, но никакого результата это не принесло.
Ночёвки в администрации и письмо Медведеву
С тех пор прошёл год. Вячеслав Наговицын ушёл в отставку, покинул свой пост и Николай Зубарев, а республика пережила ещё один крупный пожар – на этот раз возгорание произошло в прибайкальском селе Черёмушки. Там огонь уничтожил 28 строений, в том числе 19 домов – это фактически половина села. В них проживало 33 человека.
И если в Прибайкалье достаточно быстро возвели новое жилье, северомуйцы по-прежнему вынуждены ютиться у друзей и знакомых или на съёмных квартирах. Северяне вновь вышли на голодовку 9 сентября. Изначально планировалось, что в акции примут участие 24 человека, но потом их число сократилось до десяти. Большинство не смогли присоединиться к протестующим – их не отпустили с работы. Остались в основном пенсионеры. Сначала они разместились у местной администрации, а когда похолодало, перебрались в само здание.
Прямо на полу люди разложили матрасы, там же ночевали. Правда, накануне, 19 сентября, голодовку пришлось приостановить на неопределённый срок – самочувствие у участниц акции резко ухудшилось, а одну из них даже пришлось госпитализировать.
Две недели назад новоизбранный глава региона Алексей Цыденов обратился с просьбой о помощи к премьеру Дмитрию Медведеву. Как выяснилось, после восстановления домов в Черёмушках остались неиспользованные средства, подлежащие возврату в федеральный бюджет. Речь идёт о сумме в 13 миллионов 858 тысяч рублей. Руководство республики предлагает направить их погорельцам из Северомуйска, многие из которых лишились единственного жилья. Всего же требуется 35 миллионов 423 тысячи.
- Расчёт потребности произведён исходя из стоимости квадратного метра – 33 346 рублей, утверждённого приказом Минстроя России от 27 июня 2017 года № 925 с учётом площади жилых помещений, утраченных в результате пожара, – говорится в письме за подписью Алексея Цыденова (копия есть в распоряжении infpol.ru). – В связи со сложной ситуацией в республике и учитывая высокий уровень дотационности субъекта, прошу вас, Дмитрий Анатольевич, одобрить использование остатка денежных средств в размере 13,858,6 тысяч рублей.
Отмечается, что для этого придётся внести соответствующие изменения в постановление российского правительства № 921 от 2 августа 2017 года. Цыденов также попросил посодействовать в решениии этого вопроса главу МЧС России Владимира Пучкова. Кроме того, на ближайшей сессии Народного Хурала, 3 октября, депутаты должны рассмотреть вопрос о выделении субсидий (на 8 миллионов 803 тысячи рублей) на приобретение жилых помещений маневренного фонда для северян. Правда, пока всё это остаётся только на уровне обсуждения. Конкретные сроки власти не называют.
Есть и ещё один нюанс: люди, которые остались без домов, автоматически лишись и права на соцвыплаты. Кто-то через суд восстановился в очереди на жильё, но оказался чуть ли не в самом её конце.
- То есть бамовцы в приоритете по ФЦП «Жилище», а погорельцам на самом деле некуда пойти. Они прямо жили в администрации. Одна женщина принесла туда чемоданы, потому что квартиру, которую она снимала, выставили на продажу, – поделилась с infpol.ru Тамара Ефимова. – Николай Рузавин приезжал к нам и пояснил, что погорельцев восстановили в очереди и что больше сделать они ничего не смогут. Люди растеряны.