экология
1964

Бурятии и иркутянам может «нагореть» за пожары

Сокрытие лесных возгораний грозит региональным чиновникам штрафами

Фото: russianstock.ru

О том, что с наступлением тепла леса республики вновь может охватить огненная стихия, стало известно ещё в феврале. Такой неутешительный прогноз на весенне-летний период дали в Сибирском региональном центре МЧС России. В «зону риска», помимо Бурятии, попали соседнее Забайкалье и Красноярский край.

Пожароопасный сезон в Бурятии был открыт 31 марта. За это время, по данным на 11 сентября, в регионе произошло 808 возгораний на общей площади около 272 тысяч га. От разгула стихии пострадали и населённые пункты. В конце апреля в прибайкальском селе Черёмушки огонь уничтожил 28 строений, в том числе 19 домов. В них проживало более трёх десятков человек.

С начала года в республике выявлено почти 3 тысячи нарушений правил пожарной безопасности. Сумма наложенных штрафов составила более 6,8 миллиона рублей, отмечают в пресс-службе республиканского агентства лесного хозяйства. Всего в Бурятии «поймали» 27 виновников лесных пожаров. Возбуждено более 50 уголовных дел.

На минувшей неделе активисты международной экологической организации «Гринпис» сообщили, что региональные власти стали реже скрывать данные о возгораниях. А уже в ближайшее время за предоставление неверных сведений чиновников начнут карать рублём. Соответствующий законопроект внесло в Госдуму российское правительство.

Предполагается, что штрафы за недостоверную статистику составят от 3 до 5 тысяч рублей, пишет «Коммерсант». Поправки к КоАП разработали в Минприроды по поручению вице-премьера страны Александра Хлопонина. В правительстве признали: сокрытие властями субъектов информации о реальной площади лесных пожаров – «особенно в Сибири и на Дальнем Востоке» – препятствует их эффективному тушению. По словам экологов, в этом году статистику занижали как минимум в двух регионах. Речь идёт о Бурятии и соседнем Приангарье.

Это подтвердил и глава лесного отдела «Гринпис России» Алексей Ярошенко.

- По фактам сокрытия информации о возгораниях в лесах Иркутской области мы уже обратились в прокуратуру, – рассказал он «Ъ».

Ранее в Минприроды рассказали: цель законопроекта – не пополнение бюджета, а «общественное порицание» чиновников. Пресс-секретарь федерального ведомства Николай Гудков добавил, что «5 тысяч рублей – существенная сумма, учитывая уровень зарплат госслужащих в регионах».

В правительстве поясняют: зачастую данные ИСДМ-Рослесхоз (информационная система дистанционного мониторинга Рослесхоза – прим. «Ъ») о возгораниях на территории России сильно отличаются от тех, что предоставляют регионы.

- Расхождения в сведениях, отсутствие объективной и достоверной информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, препятствуют принятию необходимых межведомственных решений на федеральном уровне и своевременному введению режимов чрезвычайной ситуации в лесах, а также эффективной федеральной координации деятельности по тушению возгораний, – подчеркнули в правительстве.

По словам главы лесной программы WWF Николая Шматкова, колоссальные площади природных пожаров в этом году связаны, в частности, с «плохим планированием». К примеру, в Якутии минувшим летом огонь повредил 1 миллион га зелёных насаждений – регион стал лидером по возгораниям в России. Вице-премьер и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев тогда заявил, что «так много леса гореть не должно», а глава Минприроды Сергей Донской поручил Рослесхозу проверить действия чиновников республики, отвечающих за лесопользование.

«У нас действительно ад творился»

Почему Бурятия вот уже несколько лет не может вырваться из «огненного кольца», ещё в июне «Парламентской газете» рассказал заместитель председателя комитета Совфеда по социальной политике Александр Варфоломеев.

- Нарастающие пожары – не только следствие того, что кто-то поджигает, но и того, что кто-то плохо тушит. Это прямое следствие разрушения лесного хозяйства страны, его ликвидации как важнейшей народно-хозяйственной отрасли, – заявил сенатор. – На федеральном уровне необходимо принять комплекс правовых, юридических, организационных, управленческих и, безусловно, финансовых мер для предотвращения пожаров. К сожалению, почти ничего не делается. Спустя десять лет после принятия Лесного кодекса пора, наконец, решить, что выгоднее стране – восстановить эффективное лесное хозяйство или сжигать огромные средства в борьбе с пожарами. Можно хотя бы в виде эксперимента сделать это в регионах, больше других подверженных возгораниям.

Причина всех бедствий, по мнению Варфоломеева, кроется именно во «вредном» Лесной кодексе, который разрушил систему охраны и восстановления лесов, дабы снять любые ограничения с рубок древесины.

- Закон открыл и пути, и лазейки для обмана государства – для корысти, хищений, разгильдяйства и безалаберности. Вот уже десять лет мы сжигаем страну, её будущее. Лесной кодекс – это огненный шар, который, разрастаясь, покатился из Москвы по всем лесам, – заявил он. – В прошлом году у нас действительно ад творился. Охотники, возвращаясь из тайги, говорят: «Словно атомную бомбу взорвали». Скалы, простоявшие тысячелетия, потрескались от огня. На огромных площадях уничтожено всё живое – медведи, лоси, олени, кабаны, соболь. Страшная трагедия. Она – прямое следствие Лесного кодекса, для авторов которого весь мир сошёлся на бревне.

По словам Александра Варфоломеева, с марта по октябрь 2016 года люди дышали гарью – полыхали иркутские леса в неконтролируемой зоне.

- Как будто дальняя тайга – уже не наша земля, не наше будущее. Такие пожары вообще не учитывались, чтобы «не портить» статистику. Поэтому мы даже не знаем, каким лесным богатством действительно владеем, сколько сжигаем, как будем осваивать. Об этом Владимир Путин говорил на заседании президиума Госсовета по вопросам повышения эффективности лесного комплекса, состоявшемся в апреле 2013 года в Улан-Удэ, – отметил сенатор. – Так что есть альтернатива – будем гореть дальше, неся колоссальный ущерб, или восстановим нормальное лесное хозяйство, работающее в нормальном правовом поле.

«Ситуация очевидная»

Проблема лесных пожаров обсуждалась и в апреле на «круглом столе» с участием депутата Госдумы Николая Будуева. На пресс-конференции, которая состоялась позднее в рамках региональной недели, парламентарий констатировал: с каждым годом ситуация только усугубляется.

- Участники «круглого стола» приняли решение обратиться к врио главы Бурятии Алексею Цыденову с предложением создать Министерство лесного хозяйства. Я всегда выступаю против «раздувания» штатов, но здесь, как мне показалось, ситуация достаточно очевидная. Необходимо, чтобы сегодня лесом занималось отдельное ведомство и чтобы эту сферу курировал отдельный министр – отвечал за неё персонально, – пояснил Николай Будуев. – Создание министерства позволит консолидировать средства для тушения возгораний, развития лесной отрасли и лесовосстановления, а также координировать усилия разных органов власти на более качественном уровне, поскольку зачастую пожары происходят из-за дезорганизации. Когда горит участок, который никому не принадлежит, лесники ждут, когда до них этот пожар дойдёт. И только потом начинают тушить.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях