Алексей Цыденов
5186

«Цыденов не горит желанием назначать Наговицына сенатором»

Эксперты прокомментировали призывы не пускать экс-главу Бурятии в Совфед

Фото: russianstock.ru

10 сентября в республике впервые за последние 15 лет прошли всенародные выборы главы. Убедительную победу на них одержал Алексей Цыденов, который полгода руководил регионом с приставкой и. о.

Дело в том, что согласно новым правилам проведения губернаторских выборов, каждый претендент на пост главы региона должен был назвать трёх своих представителей в верхней палате российского парламента – Совете Федерации и в случае победы назначить одного из них на эту должность. Их имена стали известны ещё в июле. Алексей Цыденов внёс на рассмотрение в избирком три кандидатуры. В их числе – бывший руководитель республики Вячеслав Наговицын, действующий сенатор Татьяна Мантатова и лидер местных «эсеров» Иринчей Матханов.

«Хотелось бы заняться политикой»

Ранее Вячеслав Наговицын уже комментировал своё возможное назначение сенатором от Бурятии.

- Я разбираюсь не только в кадровых вопросах, но в социальном развитии, знаю, где нужно в первую очередь построить больницу или садик. Ни один человек не может претендовать на должность сенатора. Один сенатор избирается от законодательной, другой – от исполнительной власти. И только эти органы вправе принимать решение. Если предложат, то не откажусь, я с удовольствие представлял бы Бурятию в Совете Федерации, –заявил он в феврале, во время официального представления Алексея Цыденова в качестве и. о. главы республики.

А в начале июля в интервью телеканалу АТВ  Наговицын признался, что видит себя именно в политике.

- Думаю, что начинать сегодня какой-то бизнес уже поздновато, – отметил он, отвечая на вопрос ведущего программы «Актуальная тема» Александра Иванчикова. – Что касается административной работы – у меня достаточно опыта. Я всегда был в исполнительной власти и накопил огромный потенциал для политической деятельности. Конечно, хотелось бы заняться в большей степени политикой, решать на уровне федерации проблемы, связанные с формированием законодательной базы и каких-то нормативных актов, которые позволяли бы республике развиваться более динамично.

«Исчерпал кредит доверия»

Однако возможное назначение Вячеслава Наговицына на пост сенатора вызвало сопротивление в республике. На днях экс-спикеры Народного Хурала Михаил Семёнов и Александр Лубсанов, а также бывший депутат Госдумы от Бурятии Николай Кондаков выступили против его кандидатуры. Об этом говорится в обращении  к новоизбранному главе региона, опубликованном в свежем выпуске газеты «Новая Бурятия».

Так называемые корифеи бурятской политики заявили, что Вячеслав Наговицын «не вправе представлять республику на столь высоком уровне» и «полностью исчерпал кредит до­верия со стороны жителей». А ещё – что он «не оправдал надежд, которые ранее на него возлага­лись». Позднее к этим заявлениям присоединился и главный либерал-демократ Бурятии Сергей Дорош.

Сам же экс-руководитель региона сообщил «Московскому комсомольцу в Бурятии», что его работу на посту главы оценил сам президент страны Владимир Путин. Напомним, это произошло в феврале на встрече российского лидера с ушедшими в отставку губернаторами.

- На неё пригласили только пятерых уходящих глав, а в конце встречи Владимир Путин представил нас к государственными наградам. Для меня это самое авторитетное и самое объективное мнение. Обсуждать другие мнения мне кажется некорректным,  – цитирует «МК» Вячеслава Наговицына.

«Без работы он не останется»

Эксперты тем временем отмечают: губернаторы редко бывают самостоятельны в назначении сенаторов от исполнительной власти. А потому окончательное решение, отправлять Наговицына в Совфед или нет, будет принимать федеральный центр – вне зависимости от желания новоизбранного главы Бурятии.

- После реформы, которая прошла в начале «нулевых», самостоятельность губернаторов в вопросе, кому быть членом Совета Федерации, невелика, – пояснил сайту «Клуб регионов» вице-президент центра политических технологий Ростистав Туровский. – У законодательной власти здесь больше свободы. Губернаторское решение по кандидатуре сенатора всегда согласовывается с федеральным центром.

По словам политолога, нередко Москва сама предлагает претендентов на сенаторское кресло.

- Недовольство, которое есть среди региональных элит, понятно, но не от них будет зависеть, станет или нет Наговицын членом Совфеда. Даже если и не станет, то без работы он не останется, – считает Туровский.

Генеральный директор «МК в Бурятии» Николай Васюткин отметил, что появление Наговицына в списке потенциальных сенаторов Цыденова – результат договорённостей с Кремлём и на их нарушение новый глава  вряд ли пойдёт. За обращениями к Цыденову не выдвигать Наговицына в Совфед, по мнению эксперта, могут стоять политические группировки, близкие к двум другим кандидатам.

- Мантатова и Матханов – самостоятельные фигуры, за ними стоят большие кланы. И кто-либо из них мог инициировать вопрос о недоверии Наговицыну. Но это могла быть и группировка, имеющая отношение к (действующему) сенатору Александру Варфоломееву. Поскольку Бурятия – национальный регион, то, как правило, действовала установка, согласно которой два сенатора должны являться представителями двух разных национальностей. Получается, что сейчас конфигурация меняется и Варфоломееву это может быть невыгодно, – уверен эксперт.

«Не прислушаться он не может»

Известный политолог Эрдэм Дагбаев подчеркнул, что против назначения экс-руководителя региона сенатором выступает часть политических элит Бурятии, и Цыденову надо это учитывать.

- Многие политики и общественники Бурятии были против Наговицына во время его работы во главе республики. Это одна из причин, по которой его сменили, – заявил Дагбаев «Клубу регионов». – И авторы обращений не видят логики, почему Вячеслав Наговицын вдруг должен стать членом Совфеда, если накануне выборов его снимают – хотя он хотел продолжать работать.

По словам политолога, во время правления Вячеслава Наговицына «социально-экономическая ситуация в регионе ухудшилась, а сам он не смог найти общий язык с элитами».

- Эти обращения, скорее, даже поддержка нового главы республики, чтобы Наговицын ему не мешал и чтобы Цыденов с Наговицыным не ассоциировался, – добавил эксперт.

Эрдэм Дагбаев предположил: новоизбранный руководитель республики также не заинтересован в том, чтобы его предшественник представлял интересы Бурятии в Совете Федерации.

- Думаю, Цыденов понимает, что эти обращения – мнение не трёх людей, а части политического класса Бурятии. С одной стороны, не прислушаться к этим требованиям он не может, – отметил Дагбаев. – Но если была договорённость, то может ли Цыденов её проигнорировать? На мой взгляд, сам он не очень горит желанием назначать Наговицына в Совфед. Кому понравится, когда твой предшественник будет сидеть в Москве и докладывать о твоей работе?

К слову, ранее политологи заявляли, что Алексей Цыденов пытается дистанцироваться от Вячеслава Наговицына.

- На мой взгляд, Цыденов выбрал верную стратегию, показав, что он – самостоятельная фигура. Тем самым он избавляется от антирейтинга, который был накоплен у Наговицына за годы работы в Бурятии. Очень хорошо, что его политика строится не на критике предыдущего руководства и не на противопоставлении. Он очень корректно подошёл к этому вопросу, выбрал самостоятельный путь. Цыденов показывает, что пытается разобраться в ситуации и очень быстро реагирует на происходящие в Бурятии события, – считает завкафедрой политологии и социологии Бурятского госуниверситета Алексей Комбаев.

Эрдэм Дагбаев заметил, что в своих публичных выступлениях Алексей Цыденов не упоминает фамилии экс-главы республики.

- Несмотря на то, что после отставки Наговицына президент России встречался с бывшими главами и говорил, что их увольнения не связаны с результатами их работы, в республике всё воспринято наоборот, – пояснил он. – Считается, что прежний руководитель не справился и в регионе есть социально-экономическая напряжённость, конфликты, скандалы. Есть ожидания как со стороны Кремля, так и со стороны жителей, что Цыденов – политик нового качества, который сможет показать себя и поднять экономику Бурятии. Ещё одной из претензий к Наговицыну было то, что он «варяг». Поэтому Цыденову нет никакого резона ассоциировать себя с ним.

Как уходил Вячеслав Наговицын

Напомним, экс-глава республики неожиданно объявил о своей отставке 7 февраля. На пресс-конференции, ставшей прощальной, он подвёл итоги десятилетней работы и поблагодарил представителей СМИ за сотрудничество. В разговоре с журналистами Вячеслав Наговицын отметил, что на пенсию не собирается и хочет дальше, полагаясь на свой многолетний опыт, служить на благо республики.

Это событие всколыхнуло не только республиканские, но и федеральные издания. Для тех, кто проработал с Наговицыным бок о бок не один год, его решение об уходе стало полной неожиданностью. Многие коллеги и подчинённые бывшего руководителя региона затруднились или же отказались прокомментировать ситуацию. По поводу отставки Вячеслава Наговицына выдвигались разные версии. Некоторые эксперты предположили, что он поплатился креслом главы за то, что не смог консолидировать местные элиты.

В июне в эфире передачи «Собчак» на телеканале «Дождь» глава ЦИК Элла Памфилова намекнула, что экс-губернаторов могло подвести использование админресурса на выборах в Госдуму. Их анализ Памфилова представила президенту в декабре. На вопрос о том, «последовали ли выводы», глава ЦИК ответила утвердительно.

- Когда в регионах произошла смена руководителей, там в том числе были претензии по выборам, – заявила Элла Памфилова.

Кого именно из уволенных губернаторов она имеет в виду, председатель Центризбиркома не уточнила, но при этом выразила надежду на то, что меры будут приняты и «по ряду других регионов».

«Экс-глава республики Бурятия»

В середине февраля  Вячеслав Наговицын вместе с супругой вылетел в Москву. Как сообщал тогда сайт tUday.ru со ссылкой на собственные источники, в российской столице должны были состояться переговоры по поводу дальнейшей трудовой деятельности экс-главы республики.

В начале марта он отметил свой 61-й день рождения в Мухоршибирском районе. Бывший руководитель региона приехал в райцентр с семьёй, чтобы принять участие в открытии XIV республиканских зимних сельских спортивных игр и Дворца культуры. Отвечая на вопрос корреспондента ИА «Восток-Телеинформ» о новой работе, Вячеслав Наговицын заявил: «Скоро всё станет известно».

- У меня много дел сейчас в Улан-Удэ. А по поводу новой должности определились, скоро всё узнаете, совсем скоро, – цитировало его издание.  

Экс-глава подчеркнул, что эта работа связана с Бурятией, однако трудиться он будет в другом регионе.

В мае газета «Собеседник» решила узнать, чем занимаются сегодня бывшие губернаторы. На тот момент Вячеслав Наговицын ещё не решил вопрос со своим трудоустройством. Несмотря на то, что его прочили в «политические тренеры» Алексея Цыденова, опорой для своего преемника он так и не стал.

- Я работаю один, – сообщил Цыденов представителям СМИ на встрече в конце марта.

А вскоре в статусе на страничке Вячеслава Наговицына «ВКонтакте» перед словом «глава» появилась приставка «экс». Отметим, после своей отставки в феврале бывший руководитель Бурятии надолго исчез из соцсетей, хотя во время работы в правительстве практически ежедневно делился свежими новостями и фотографиями с друзьями и подписчиками. В течение нескольких месяцев статус «Глава республики Бурятия» в его профиле оставался неизменным, и у многих жителей региона это вызывало, мягко говоря, недоумение.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях