В земной коре, прямо посередине Евразии, находится огромный раскол — Байкальская рифтовая зона. Постепенно он расширяется и, если не изменится геодинамическая обстановка, через 20 миллионов лет самый большой континент снова разобьется на две части, а на месте Байкала появится новый океан. Об этом сообщает пресс-служба Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН со ссылкой на доктора геолого-минералогических наук Сергея Кривоногова.
- Байкальская рифтовая зона - это активная геодинамическая структура, в которой сейчас происходит масса землетрясений, и это для нее было свойственно довольно долгое время. Современный байкальский рифт зародился в кайнозойскую эру, несколько десятков миллионов лет назад, и вступил в активную фазу своего развития всего пять — семь миллионов лет назад, - рассказал Сергей Кривоногов.
В регионе распространена система позднемезозойских впадин, в них с гор сносился обломочный материал — продукты выветривания и разрушения — в основном с водными потоками. Соответственно, там стали накапливаться осадочные толщи, которые являются своеобразным архивом природных изменений. По этим «записям» можно прочитать, какие события происходили во впадинах и их окружении и в какое время.
- Наши исследования показали большие скорости осадконакопления во впадинах Байкальского рифта. Это значит, что они очень быстро тектонически проседали, проваливались, — отмечает ученый.
Любое понижение в рельефе постепенно заполняется осадками. Когда оно сравняется с окружающим рельефом, то дальше ничего уже откладываться не будет. Для возникновения условий для осадконакопления необходимо, чтобы впадина тектонически прогибалась, — и тогда в ней «запишутся» все слои.
- Расшифровывая эти процессы, можно восстановить тектонический режим Байкальской рифтовой зоны за последние несколько десятков миллионов лет. Многие ученые работали над этой задачей, а я сумел сделать обобщение имеющихся материалов, добавив свои собственные результаты, — говорит Сергей Кривоногов.
Раньше подобного полного обзора по Байкальской рифтовой зоне не делалось — геологи исследовали ее отдельные части, а обобщающие работы касались только центральной зоны этого региона — непосредственно самой впадины озера Байкал.
Довольно длительное время, то есть несколько десятков миллионов лет, до начала второй половины неогена, Байкальская рифтовая зона развивалась достаточно спокойно — вокруг были невысокие горы, впадины прогибались очень медленно. Но примерно 7—5 миллионов лет назад вдруг что-то произошло, и начался активный этап рифтогенеза, когда скорости тектонических движений очень резко усилились. Горы начали быстро расти вверх, стали образовываться хребты, такие, как сейчас, а впадины — с большой скоростью проваливаться. В результате сформировался рельеф альпийского типа.
- Удивительно, что мы в современном рельефе фиксируем чрезвычайно активные движения, которые происходили именно в новейший этап тектонических движений, начавшийся примерно 200 тысяч лет назад, - отмечает исследователь.
Горы вокруг Байкала продолжают расти, в среднем на 5—6 миллиметров в год — это очень большие скорости воздымания. Примерно на 3—4 миллиметра в год углубляются днища впадин.
- В 1980-е годы я участвовал в работах по определению скоростей осадконакопления в Байкальской рифтовой зоне. Мы с моими иркутскими коллегами собирали из скважин органический материал, датировали его радиоуглеродным методом. И оказалось, что в течение последних 50 тысяч лет скорости осадконакопления там были просто грандиозными. Это значит, впадины активно прогибались, а ледниковая деятельность привносила материал, — резюмирует ученый.