Встреча была организована сегодня, 21 сентября на площадке одного из торговых центров Улан-Удэ. В ней приняли участие общественные деятели, работники и ветераны сферы культуры и искусства республики.
Протестующие уверены - нынешнее положение дел говорит само за себя - культуре Бурятии нужен новый лидер.
- Мы теряем оперный театр. На сегодняшний день в нем нет репертуара. И, если балет мало-мало движется, благодаря Морихиро Ивата, хотя к нему тоже есть претензии, то оперы вообще нет, говорит музыковед, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Буряти, член Союза композиторов Надежда Цыбудеева. - С молодой порослью некому работать. Состояние музыкального образования находится на краю гибели. Команда Цыбикова – люди неподготовленные, не имеющие профессиональной специализации и собственного мнения. Они вслепую, на ощупь ведут культуру на мель.
«Коррупционный флёр» культуры
С претензиями к действующему руководителю министерства выступила бывший директор театра оперы и балета Людмила Намсараева:
- Тимур Цыбиков пришел практически на готовую структуру и базу. Русский драмтеатр был построен, реконструкция оперного театра прошла, ремонт бурдрама прошел, бурятский цирк был создан. А театр «Байкал» был динамично развивающимся коллективом, который мог представлять культурную продукцию. Ведь что сегодня продается? Это театр «Байкал» и музей природы. Музей природы – это та фишка, на которой Цыбиков мог бы вытащить лотерейный билет. Ведь сегодня экологические проблемы актуальнее экономических и политических.
С первых же дней Цыбиков «давал пространные интервью о продуктах культуры, рассуждал много обо всем, но не обсуждал главные проблемы», говорит Людмила Намсараева.
- Вопрос не только в помещениях и условиях для молодых и одаренных людей, но и в выживаемости наших старейших театров. Цыбиков задал крайне пониженную планку для отрасли культуры и искусства. Это нормы труда и творческого процесса, прокат спектаклей, глубочайшие проблемы репертуарной политики. Сегодня работник театра и артист не может понять, что с его заработной платой, из чего же она вообще состоит. Если раньше ее формировало государство, то сегодня это делает работодатель.
По словам Намсараевой, в культуре республики не хватает финансовой дисциплины, и в целом сфера покрыта «коррупционным флёром»:
- Когда в филармонии миллионы рублей просто так передаются из рук в руки, куда смотрят контролирующие органы? Лубченко затащил в наш театр команду, которая вытаскивала из бюджета деньги на спектакли-однодневки.
«Цыбиков отсидел два срока»
За это время, как считает общественный деятель, бывший кандидат на должность главы республики Батодалай Багдаев, министр остыл к своему делу:
- Министерство культуры находится в чрезвычайно непростой ситуации. Им руководит бессменный уже девять лет человек. И выхода из тупика, в который загнана культура Бурятии, на сегодня нет. И люди требуют смены руководства министерства. Я вообще всегда выступаю за смену власти. Власть должна сидеть на одной должности не более двух сроков, потому что за два года человек обрастает связями, коррупционными делами, как-то остывает душой. Тимур Цыбиков отсидел два срока, и ему на смену должны прийти другие люди. Сегодня решается вопрос, кто станет министром культуры. И он останется на пять лет.
Он выразил мнение, что среди сегодняшних деятелей культуры в республике найдутся сильные управленцы, которые смогут повести ее вперед.
Также, по мнению участников встречи, республика не нуждается в фестивале «Голос кочевников», на который в Бурятию приезжают исполнители из других регионов. Ей стоит продвигать собственное музыкальное искусство, но для этого перед современными композиторами закрыты все двери.
На место министра культуры республики, как считают некоторые собравшиеся, могли бы претендовать худрук театра кукол «Ульгэр» Эрдэни Жалсанов, экс-руководитель «Тивиком» Норжима Цыбикова, а также худрук театра «Байкал» Жаргал Жалсанов. Кое-кто предложил кандидатуру Батодалая Багдаева.
Обращение, которое составили деятели культуры, с поправками и дополнениями по результатам встречи будет направлено к главе Бурятии, депутатам Народного Хурала, горсовета Улан-Удэ, а также членам Совета Федерации и в Госдуму.