Общество
6174

Тайны следствия, или Банальная халатность

Подорванное здоровье, уголовное преследование, отнятый бизнес – вот что имеет сегодня некогда успешный лесозаготовитель из Кабанского района Владимир Положенко

Почти год Владимир Положенко, имеющий заболевания сердца и почек, провел в камере СИЗО

От добропорядочного гражданина до организатора преступной группы – один шаг. Стоит лишь перейти дорогу влиятельным лицам, охочим до лакомого куска. Чтобы устранить конкурента, они пойдут на все – вплоть до того, чтобы упрятать человека за решетку. Цена вопроса – 12 гектаров земли, которые принадлежали Владимиру Положенко на законных основаниях.

Земля раздора

Эта история началась в 2015 году.

- У меня 12 гектаров земли в с. Брянск, на которой построены СТО и пилорама. В 2006 году я зарегистрировался как ИП и начал заниматься заготовкой и переработкой леса. Я платил налоги, обеспечивал работой 15 человек, - повествует Владимир Положенко. - По-соседству с моими земельными участками работала китайская фирма. Их-то интересы и представлял Нима Нимаев, представившийся директором Байкальской логистической компании. Он вышел на меня с предложением купить мои участки, которые им понадобились для расширения бизнеса, но цену предложил совсем несоизмеримую их стоимости. Я отказался.

Знал бы Владимир Положенко о том, чем обернется его несговорчивость. Выросший при советских идеалах, имеющий множество наград и благодарностей, пользующийся уважением и авторитетом жителей района, избранный депутатом в родной Брянский поселковый Совет, атаман своего куста, в последние полтора года он сполна узнал цинизм и равнодушие правоохранительного катка.

Давний друг Владимира Положенко Виктор Ванчиков считает происходящее рейдерским захватом:

- На верхах говорят о поддержке малого бизнеса. На деле же он не защищен от произвола правоохранительных и надзорных органов. Стоит кому-то добиться успеха, как его пытаются столкнуть, затоптать, отобрать. Честного и порядочного человека, коим является Виктор Михайлович, настоящего защитника леса, в одно мгновение лишили всего, что он созидал долгие годы.

Обыск

Начались проверки предприятия. Сначала от лесхоза, а затем и тяжелая артиллерия подключилась – из Улан-Удэ зашел с проверкой УБЭП.

- Они приехали на одну из делян, составили протокол о незаконной рубке леса на моих же работников, определили и сумму ущерба - 230 тыс. рублей. Эту же сумму мне потом предложили заплатить, чтобы закрыть дело. А 8 июня, когда мы с зятем уехали в Иркутск, ко мне домой, где в тот момент находились жена, семеро внуков и три дочери, одна из которых была на последнем месяце беременности, пришло около 20 человек полицейских с обыском. Все эта устрашающая акция была спланирована специально, чтобы оказать психологическое давление на меня и моих близких, - считает Владимир Положенко. -  Все были напуганы, у супруги подскочило давление, причем представители правоохранительных органов даже не разрешили вызвать врача. Да что там говорить, даже прибывшего адвоката на порог дома не пустили, хотя обязаны были по закону допустить к участию в следственном действии.

Пиломатериал с истекшим сроком годности

В результате были арестованы вся техника, лес, документация. На время доследственной проверки предпринимателя поместили под домашний арест.

Адвокат Алексей Живоденко, представляющий ныне интересы Владимира Положенко, задается вопросами:

- В результате ознакомления с уголовным делом у моего клиента имеется множество вопросов к следствию о причинах нарушений закона. Изъят пиломатериал, трактор ТТ-4. Почему трактор следователем бросается в лесу? Куда девается изъятый пиломатериал? Согласно уголовно-процессуальному кодексу, вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле и следователь несет ответственность за его сохранность. Если в силу габаритов сделать этого нельзя, то они хранятся в определенном месте. Если вещественные доказательства являются скоропортящимися, а согласно ГОСТУ, пиломатериал является скоропортящимся и максимальный срок его хранения 3 месяца, он подлежит реализации. На реализацию пиломатериал был отправлен лишь спустя год, когда уже не представлял никакой ценности. Причем до сих пор нам не представлены акты реализации и сведения, что средства зачислены на счет следственных органов. Ущерб – порядка 2 млн рублей.

Когда уже осенью родные Владимира Положенко решили посмотреть, в каких условиях хранится арестованный трактор, они были в глубочайшем шоке. От трактора стоимостью 700 тысяч рублей остался лишь кусок металлолома. Он был попросту разворован на запчасти.

- Мой подзащитный вынужден был обратиться с заявлением в Следственный комитет о возбуждении уголовного дела в отношении следователя еще в августе. Ответа до настоящего момента не имеется. Почему? - задается вопросом адвокат Живоденко.

«Где деньги, Зин?»

Но и это еще не все перипетии в деле Положенко. Самое интересное начинается после его ареста.

Арестовывали его прямо в машине, когда он после звонка жены ринулся из Иркутска домой. Его увезли в ИВС Улан-Удэ, а машина всю ночь простояла бесхозной на окраине села. Почему правоохранительные органы сразу же не поместили автомобиль на хранение, а начали проводить осмотр только наутро?

- В бардачке находились 70 тысяч рублей наличкой, документы на технику, банковские карты, в том числе и кредитная карта «Росгосстрахбанка», которой я вообще никогда не пользовался. Карта вместе с пин-кодом так и лежала в конверте, - говорит Владимир Михайлович.

После осмотра машины сотрудниками отдела полиции Кабанского района исчезли те самые 70 тысяч рублей, а с кредитной картой вообще стали происходить какие-то метаморфозы.

- Летом пришли бумаги из банка, что имеется задолженность по карте. Но в этот период я уже находился в СИЗО! Приехал в банк, выкатили распечатку, что с декабря 2016 до весны 2017 года с нее снимали деньги. Когда мы уже подняли шум, непонятным образом денежные средства были восстановлены. Ко мне приезжали сотрудники банка, чтобы я никуда не подавал заявления.

По всем этим фактам Владимир Положенко со своим адвокатом не раз подавали заявления о возбуждении уголовного дела в МВД по РБ. Но везде приходит отписка – нет оснований, нет состава преступления, не определен круг подозреваемых.

В СИЗО с больничной койки

Девять месяцев пожилой человек с больными сердцем и почками проводит в СИЗО. Причем отправляют его в камеру прямо с больницы, где он в тот момент проходил лечение. Поводом послужил входящий телефонный звонок от бухгалтера. Правоохранители посчитали это нарушением правил домашнего ареста.

Только в мае 2017 года адвокату удается изменить меру пресечения на подписку о невыезде.

-  Нас уведомили об окончании предварительного расследования. Моему подзащитному предъявлено обвинение в совершении 14 эпизодов преступления, предусмотренных ст. 260 УК РФ, незаконной рубке лесных насаждений, с вмененным ущербом порядка 30 млн рублей, - говорит адвокат. -  При ознакомлении  с материалами уголовного дела выявлены существенные нарушения уголовно-процессуальных норм, стойкое нежелание объективного исследования фактических обстоятельств дела. Сторона защиты столкнулась с ситуацией,  когда следователи не желают назначать  экспертизы в ущерб предмету доказывания, определенного ст. 73 УПК РФ, протоколы следственных действий составляются с прямыми нарушениями требований закона! Складывается  ощущение возврата правового нигилизма  -  в эпоху 37-го года.

Лес рубят – щепки летят

Сегодня некогда успешное предприятие, обеспечивающее работой 15 человек (все знают, как сложно найти работу в деревне), простаивает. Против самого предпринимателя заведено уголовное дело, которое, по всей видимости, направлено на то, чтобы любыми способами осудить и посадить человека.

2017-й – Год экологии. Лесная тема как никогда актуальна, а кто-то пытается на ней заработать поощрения и звания. Каждый предприниматель, имеющий отношение к лесозаготовке, находится на прицеле. Владимир Положенко всегда работал законно, заключал договоры с лесхозом, производил санитарную очистку леса после вырубки.

Как только легальные лесозаготовители освобождают деляну, проводится проверка места вырубки сотрудниками лесхоза. В акте обязательно отражаются все данные – был ли переруб, не вышли ли за пределы деляны. Вскоре на это же место заступают на вахту черные лесорубы. Едут на все готовенькое. Ведь легальные компании обустраивают подъездные пути к делянам, куда раньше невозможно было пробиться. Лес рубят так, что щепки летят. Черные лесорубы не оставляют после себя ничего живого, нередко создают пожары, заметая следы варварства.

Между прочим, когда в 2015 году леса Бурятии были в эпицентре невиданных по размаху пожаров, Владимир Положенко все лето вместе со своими работниками провел на тушении лесных пожаров. Площадь лесных пожаров в Бурятии в 2015 году превысила 890 тыс. гектаров, ущерб, по подсчетам республиканского Министерства природы составил 34 млрд рублей. Оказывается, пока он тушил леса, кинув на борьбу со стихией всю имеющуюся технику, кто-то уже строил многоходовую комбинацию по захвату чужих земельных участков.

P.S. Автором был направлен официальный запрос в СУ СК РФ по РБ с просьбой прокомментировать ситуацию. На момент сдачи номера ответа в адрес редакции не поступило. Мы будем следить за дальнейшим развитием этой истории.

Автор: Инна Бальчинова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях