Депутаты горсовета Улан-Удэ, неустанно радея о благе города и его населения, решили осчастливить последнее законодательной инициативой.
Называется она скучно и длинно, хотя суть ее для рядовых горожан проста: улан-удэнцы, желающие остеклить свои балконы, скоро должны будут брать разрешение на это в городской администрации, а «самовольщиков» начнут штрафовать на сумму до 1 тысячи рублей.
Фасадик должен блестеть
Мотивация новации как всегда благородная: «Многие дизайнерские, колористические решения, их самовольное и хаотичное воплощение, ухудшает внешний архитектурно-художественный облик улиц, негативно влияет на общее восприятие муниципального образования, как цельной, гармоничной среды для проживания граждан». Те, кто дочитал изыск бюрократической мысли до конца, может перевести дух и перевести все это на русский язык. Примерно это означает, что власти хотят придать городским фасадам, которые превратились в некоторых местах в сплошные рекламоносители, некий цивилизованный вид.
Борьба за однообразие фасадов, начавшаяся еще год назад, шла вяло, но нынешней осенью, как водится, обострилась. Горсовет уже настойчиво пытается продавить через Народный Хурал республики свою крайне сомнительную затею. Если бы касалась она только упорядочения правил размещения рекламы, то затрагивала бы лишь интересы бизнеса. А вот история с балконами вызывает много других вопросов.
Все началось до революции
Жители многоквартирных домов Улан-Удэ взялись за остекление балконов еще в советские времена. Пластиковых рам тогда не было, но умельцы делали рамы из обычного дерева. Обходилось это довольно дорого, но игра стоила свеч. Закрытый балкон утеплял квартиру, становился дополнительной защитой от уличной пыли, а летом и дополнительной комнатой.
Затем появились пластиковые окна и пластиковые конструкции для остекления балконов. Процесс стал массовым. Владельцы теперь уже приватизированных квартир в «хрущевках» и «брежневках» захотели сделать свое жилье более комфортным за свой, заметьте, счет. И очень долго никто не обращал на это никакого внимания. Хочешь – делай! Помимо всего прочего спрос сформировал целую индустрию малого бизнеса, которая занялась этой услугой, создавая, кстати, рабочие места и налогооблагаемую базу для городского бюджета. Думается, весьма заметную, так как оконных фирм много.
«Непорядок!» - решили городские власти, наконец, осознав, что все идет само по себе, без их чуткого руководства. Юристы покопались в законах и выяснили, что федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления» относит к ведению местной власти формирование требований по содержанию к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений. Далее оставалось только глянуть на фасады улан-удэнских хрущоб и родить фразу о том, что их разномастность «негативно влияет на общее восприятие муниципального образования».
Конечно, интересно было бы узнать, кто и чем измерял это самое «общее восприятие». Но важнее другое.
Даешь балконное управление!
Во-первых, процесс получения разрешений уже предполагает опасность возникновения коррупции. Кому разрешат так, кого признают человеком, заслужившим стекло на балконе благодаря безупречной репутации, ну а кто-то и заплатит мзду чиновникам. Нашел несколько десятков тысяч на остекление балкона, найдешь и на взятку. Дело известное.
Во-вторых, приведение всех балкончиков к однообразию прямиком ведет к тому, что пластиковые конструкции неких фирм окажутся подходящими под некие требования, которых пока никто не знает, а другим придется освободить рынок. От перспектив конкурентной борьбы на «стекольном» рынке дух захватывает. Тут размер взяток даже сложно спрогнозировать.
В-третьих, какими критериями и кто будет руководствоваться, принимая вердикт «разрешить-отказать»? В мэрии впору будет создавать стекольно-балконный отдел?
Вице-мэр Алексей Хандархаев, представляя законопроект депутатам Народного Хурала, пояснил, что кроме внешнего облика города, который необходимо привести в порядок, речь также идет о безопасности горожан.
- Нет гарантии, что самостоятельно застекленный балкон не упадет, причинив вред людям, - отметил он.
Выходит, о нас грешных муниципалитет беспокоится, открывая себе непочатый край работы. Ведь именно этот довод приводит к мысли, что далее потребуется ревизия уже застекленных балконов с выдачей сертификатов безопасности и разрешений их сохранять. И это уже не отдел, а целый комитет или управление надо формировать!
В-четвертых, в свое время горожан заставили приватизировать их панельные «распашонки» или, кому повезло, кирпичные, но тоже не пент-хаусы. Затем нас перевели на стопроцентную оплату услуг ЖКХ, а совсем недавно начали требовать взносы на капремонт. Короче говоря, наши жилища – это наша частная собственность, за которую мы сполна платим. Она нынче священна и в России. Не путают ли депутаты горсовета муниципальную «шерсть» с чужой и частной? Даже шофер Джабраил из «Кавказской пленницы», помнится, жестко пресек почти аналогичную путаницу в голове своего шефа – товарища Саахова.
Горожане точно не обрадуются
Как сообщила пресс-служба Народного Хурала, и его депутаты, обсуждая инициативу горсовета, усомнились в необходимости получать согласование в администрации города для остекления балконов. Председатель профильного комитета республиканского парламента Анатолий Кушнарев считает, что горожане вряд ли будут рады нововведению, непонятно также, как будет реализовываться закон.
Заметим, ведущий всенародно любимой тивикомовской программы «Во саду ли, в огороде», будучи заведомо ближе к народу, настроения горожан спрогнозировал верно.
Внезапная страсть к благообразию фасадов, вспыхнувшая в коридорах городской власти, поневоле вызывает ассоциацию с «потемкинскими деревнями». Ведь за этими фасадами скрывается куча реальных проблем: горы мусора на стихийных свалках, изношенные сети тепло-, водо- и электроснабжения, убитые дороги, ветхое жилье и т.д. и т.п. Главным образом, именно это все «негативно влияет на общее восприятие муниципального образования, как цельной, гармоничной среды для проживания граждан», если говорить на приятном для ушей бюрократов и депутатов канцелярите.
Конечно, можно помечать о том, чтобы дома в Улан-Удэ были выполнены в одном стиле. Например, известном в мире, как фахверк. И тогда столица Бурятии сразу бы напоминала какой-нибудь баварский городок, тут же назвавшись Уда-Бергом. Увы, для немецкой идиллии мало, чтобы фасадик блестел. Надо все-таки помойки прибрать.
Интересно, остановит ли кто-нибудь «остекленевшую» инициативу горсовета? Может быть, прокуратура? Или вступивший в должность глава республики наложит свое первое законодательное вето?