До выборов главы государства остаётся шесть месяцев. Голосование состоится 18 марта – в годовщину подписания договора о принятии Крыма в состав России. О том, будет ли действующий президент выдвигаться на новый срок, СМИ усиленно заговорили вскоре после его визита в Бурятию в начале августа. Тогда наш земляк – 94-летний ветеран Великой Отечественной войны Иван Голощапов из пострадавшего от пожара прибайкальского села Черёмушки – обратился к Владимиру Путину с весьма необычной просьбой.
- Владимир Владимирович, когда будут следующие выборы президента, мы просим вас вновь баллотироваться на этот пост. Мы будем очень этому рады! Спасибо вам большое, – отметил тогда пенсионер.
«Пока ещё достаточно времени»
Путин пообещал ветерану «подумать» над этим вопросом. Заявление российского лидера вызвало широкий общественный резонанс. Ведущие российские издания тут же поспешили сообщить, что он начал свою предвыборную кампанию с Бурятии. До этого момента как сам глава государства, так и его пресс-секретарь Дмитрий Песков в ходе публичных встреч и во время общения с прессой старались обходить тему предстоящих выборов, писала «Газета.ru».
Например, в январе Песков сообщил: как гражданин России, он надеется, что Путин пойдёт на новый срок. Однако впоследствии на многочисленные вопросы журналистов о перспективах предвыборной кампании чиновник заявлял, что её просто нет: президент пока не объявлял о решении выставить свою кандидатуру.
- Он сам неоднократно говорил, что считает преждевременным делать какие-то электоральные заявления. Пока ещё есть достаточно времени до начала кампании, повестка дня ещё другая, – говорил Песков в феврале.
В мае сам Владимир Путин на вопрос о том, не настало ли время обнародовать свои планы, ответил лаконично: «Нет». Собеседники «Газеты.Ru», близкие к Кремлю, периодически рассказывали о совещаниях, посвящённых предстоящей кампании. Кроме того, поездки российского президента по регионам, где недавно «сменилась» власть, многие аналитики восприняли как фактическое начало его избирательной кампании.
«Целенаправленная работа»
Сегодня некоторые эксперты уже дают осторожные прогнозы по явке на главных выборах 2018 года. Так, по мнению руководителя центра социально-политических технологий Бурятии Сергея Петушкеева, участие в голосовании примет примерно половина избирателей республики.
- Думаю, по аналогии с прошедшими выборами (главы региона – прим. авт.) явка может быть в районе 45-50%, – рассказал Сергей Петушкеев сайту «Давыдов. Индекс».
По его словам, для Бурятии это достаточно высокий показатель. Эксперт согласен с тем, что говорить о каких-то цифрах сегодня «преждевременно», но «если очень постараться», то явка может достигнуть и 60%. Количество избирателей, которые 18 марта придут на свои участки, напрямую зависит «от действий и политической воли» нового главы региона Алексея Цыденова», считает политолог.
- Если выстраивать тенденцию региональной политики со стороны администрации президента (далее – АП), то по отношению к Бурятии она прямо пропорциональна действиям, – пояснил Сергей Петушкеев. – Заданный сейчас высокий темп избрания нового главы во многом определит и явку, и в целом результат избранности одного из кандидатов в президенты.
Если в оставшееся до выборов время «будет вестись целенаправленная работа с населением и выстраивание обратной связи», то можно ждать высокую явку. В противном случае она составит порядка 45%, заключил политолог.
Опасность в низкой явке
Пока же электоральная активность в России падает. Это показал анализ недавних губернаторских и госдумовских выборов, которые состоялись осенью 2016 года. Такая тенденция наблюдается в 14 субъектах из 16, где недавно «обновилась» власть. «Лидерами» стали Томская (на 8 %) и Новгородская (11 %) области, Карелия, Удмуртия (10 %) и Севастополь (13%), сообщает «ФедералПресс». Впрочем, есть и исключения – Бурятия и Пермский край.
- Несмотря на то что, со стороны федерального центра шёл сигнал не обеспечивать явку любыми методами, врио всё-таки работали на её повышение. В Пермском крае это было заметно. Там на протяжении нескольких месяцев шла работа со всеми целевыми группами населения. Плюс отсутствие реальных оппонентов, – пояснил изданию директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве России Павел Салин.
Политтехнолог Дмитрий Фетисов отметил: Алексей Цыденов сумел обосновать необходимость идти голосовать тем, что ему будет проще выстраивать отношения с федеральным центром, чувствуя за собой поддержку жителей региона.
Возможная низкая явка на президентских выборах – это единственная опасность для Путина на предстоящей кампании, подчёркивает политолог Дмитрий Журавлёв.
- Я знаю, что они (АП) всегда работают с тройным усердием, всегда стараются знать, что у них может произойти. У президента есть лишь одна опасность. При низкой явке ему могут сказать, что он президент большинства от меньшинства, – говорит Журавлёв.
Осенний старт
Напомним, минувшей зимой сайт РБК сообщал, что Кремль готовится к выдвижению Владимира Путина в президенты в последний раз.
- Ничего менять под себя, чтобы остаться и после 2024-го года, он не будет, – сообщил собеседник издания.
РБК подчёркивает: Конституция России запрещает занимать пост главы государства более двух сроков подряд. Если же Путин вновь изберётся в 2018 году, то в следующий раз участвовать в выборах он сможет только в 2030-м. На совещаниях с участием сотрудников внутриполитического блока Кремля и экспертов обсуждалось несколько параметров успешных выборов. По данным изданиям, они должны пройти легитимно, а действующий президент – набрать больше голосов, чем в ходе предыдущих кампаний, причём как в процентном отношении, так и в абсолютном выражении.
О том, что неофициальный избирательный штаб Путина начнёт свою работу весной, в конце февраля писал «Коммерсант». Отмечалось, что кампания будет проводиться с учётом нововведений. При этом планировалось опираться на государственные корпорации, поскольку ресурсов «Единой России» в виде штабов народной поддержки может и не хватить. Источник издания отметил, что на прошлогодних выборах в Госдуму явка составила только 47,8% (52,6 миллиона человек) и в этом упрекали прежний состав политического блока Кремля.
ИА «ФедералПресс» также сообщало, что перед стартом президентской кампании администрация президента переводит регионы в режим повышенной готовности и штабы приступят к работе уже в марте. Однако этого не произошло. А в мае в СМИ появилась информация, что формирование «неформальных», технических предвыборных штабов по выборам президента страны в российских субъектах отложили до осени.
Эксперты не увидели проблемы в том, что развёртывание «неформальных» штабов, утверждение технологов и строительство «полевых сеток» под «основного кандидата» начнётся ближе к зиме. Так, руководитель региональных программ «Экспертного института социальных исследований» (ЭИСИ) Андрей Колядин подчеркнул, что сроки зависят от базовой узнаваемости и популярности желающих побороться за кресло главы государства.
- Если кандидат не раскрученный, то работу надо начинать заранее – буквально на следующий день после предыдущих выборов. Если же он известен и популярен, то для кампании вполне хватает отведённого законом времени на агитацию, – считает эксперт.
Главное в кампании – избежать фальстарта, причём это касается всех возможных претендентов на пост президента, уверен декан факультета политологии, председатель совета директоров «Экспертного института социальных исследований» Андрей Шутов.
- Человек, который заявляет себя кандидатом в президенты за год-два до даты выборов, как правило, хочет просто «пропиариться», – заявил Андрей Шутов. – Конечно, уже есть предположения, кто выдвинется, но мы думаем, это люди с солидной репутацией, поэтому фальстарта не будет. Предполагаю, что избирательная кампания начнётся с ноября, когда определятся кандидаты и им надо будет представлять свои программы, стратегии, идеи развития страны.
Политолог Аббас Галлямов связал задержку с тем, что стратегия кампании ещё не сформирована и потому администрация президента просто не знает, чем загрузить местные штабы.
- В простаивающих штабах нет ничего хорошего, поэтому их создание и решили отложить. В задержке есть определённая проблема. Поскольку речь идёт о кампании, которая должна коснуться десятков миллионов избирателей, работу надо начинать сильно загодя. Чтобы развернуть и протестировать структуру подобного масштаба, требуется не меньше полугода. По итогам реализации тестовых проектов обязательно обнаружатся серьёзные недостатки, их потребуется исправлять, тестировать заново, одних людей убирать, заменять их другими. Это требует много времени, – предположил Галлямов.
Губернаторов «отодвинули»?
Между тем, на минувшей неделе стало известно, что Кремль планирует свести к минимуму участие губернаторов в президентской кампании. По данным источников «Znak.сom», большие технологические штабы с привлечением функционеров из центра планируется разворачивать лишь в крупнейших городах. В их числе – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск. Особое внимание уделят регионам, которые оцениваются как потенциально проблемные. Это Приморский край, Северная Осетия, Дагестан, а также Мурманская и Омская области. В остальных субъектах, как и в 2012 году, ход кампании будут курировать полпредства в федеральных округах. В Бурятии этим, судя по всему, займётся полномочный представитель президента в СФО Сергей Меняйло.
Сама же кампания будет строиться по принципу «от двери к двери». Ожидается, что её заметной «полевой» составляющей станет сбор и обработка наказов избирателей. Появилось даже условное название предвыборного проекта – «Путин в каждый дом».
- Надо будет организовать массовый сбор наказов, причём не только в крупных городах. Акцент сделают на то, что Путин – «народный кандидат», единственный из политиков, кто на этих выборах постучит в каждую дверь, – подчёркивает «Znak.сom».
Но хватит ли у полпредств сил на организацию и контроль кампании – большой вопрос, учитывая довольно скромный аппарат сотрудников этих структур в федеральных округах, отмечает Аббас Галлямов.
- Возможно, Кремль вообще не планирует этого делать и всё ограничится телевизионной картинкой, – предположил политолог в разговоре с корреспондентом издания.
При высоком рейтинге действующего президента и наличии мощного федерального сигнала гипотетически можно обойтись и без повсеместного развёртывания технологических штабов в регионах, отмечает Евгений Минченко. Исключением могут стать именно потенциально проблемные территории – там одного телевизора будет явно мало.