Известный в Бурятии журналист Александр Махачкеев побывал на пятничной молитве в Улан-Удэнской центральной мечети. Своими впечатлениями и наблюдениями он поделился с читателями в своей авторской колонке на сайте burunen.ru.
- Было 12 часов дня, я сел, прислонившись к стене. Молитвенный зал быстро заполнялся прихожанами, в большинстве своём молодыми крепкими мужчинами. Внешне в основном выходцы из Средней Азии - узбеки, киргизы и таджики, поменьше из Северного Кавказа. Не видно азербайджанцев–шиитов (последователей второго после суннитов крупного течения в исламе), были несколько местных - бурят и русских. Всего в зале собралось более ста человек, люди сидели впритык, те, кто не смог поместиться, молились на улице и в подвале. И это в обычный, не праздничный день и в отнюдь не мусульманском городе.
После нескольких земных поклонов и обращений к Всевышнему верующие садились на ковёр и слушали проповедь имама. Говорил он на русском языке, но моливы произносил на арабском. Темой пятничного выступления были события в Мьянме и реакция на них в российском обществе. Прошли митинги мусульман в Москве и Грозном, продолжаются публикации в СМИ и в социальных сетях. Ситуацией в этой стране озаботились международные организации, и в том числе ООН.
По словам имама Сейфуллы Хамида, в этой стране происходят кровавые столкновения между мусульманами и буддистами. А виной всему этому Запад, который посягает на полезные ископаемые Мьянмы и прежде всего – нефть. В качестве других объектов зловредных происков Запада он перечислил Афганистан, Ирак, Сирию и Ливию. И в этих странах виной всему деньги, обильно льётся кровь, и единоверцы убивают друг друга.
Однако, имам отметил, что вот теперь и буддистов назвали террористами, хотя до сих пор только мусульмане фигурировали в этом качестве:
«Когда садишься в автобус, люди, увидев человека с бородой, пугаются. Женщины пересаживаются! Так не должно быть. Ислам мирная религия. А этот плохой имидж нам создали экстремисты».
Далее Сейфулла отметил, что они сейчас живут на буддийской земле и, несмотря на происки шайтана, должны жить в мире и дружбе с буддистами. Примерно таков был смысл проповеди. После совершения намаза паства быстро рассеялась. Осталась лишь группа прихожан: татарин, афганец, два киргиза и узбек. Сидя на полу, они горячо обсуждали свои приходские дела. Ведь мечеть - это не только место для молитв, но и место общения.
А что же бурятские буддисты? Какова их реакция на происходящее в Мьянме? Пока лишь Зорикто лама Батуев, ширээтэ Усть-Ордынского дацана в Иркутской области, публично высказался по этому поводу. В своём аккаунте в Фейсбуке он выразил сочувствие всем пострадавшим в этом конфликте. Но Зорикто лама подчеркнул, что здесь нужно отделить котлеты от мух, поскольку столкновения не носят межконфессиональный характер. Причина в незаконной и неконтролируемой миграции, криминале и геополитике.
Но почему именно Зорикто лама из Усть-Орды? Он много лет проучился в Индии и хорошо знает ситуацию в Южной Азии. В начале нулевых, мы ездили с ним по примыкающему к Бангладеш – исторической Бенгалии, индийскому штату Бихар. И воочию наблюдали исторически сложившиеся сложные отношения между представителями разных религий. В том числе и в виде подброшенных нечистых для мусульман свиных голов и голов коров, священных животных индуистов. Кроме того, Зорикто лама является членом Общественной палаты Иркутской области. Он один из наиболее образованных бурятских лам, не в первый раз выступает рупором буддистов своего региона.
Между тем, на момент сдачи материала в номер руководство Буддийской традиционной Сангхи России никак не высказалось по этому поводу. Во-первых, сложно высказаться, не располагая достоверной информацией из первых рук. Как в любом конфликте стороны обвиняют друг друга, а заинтересованные лица забрасывают фейковую информацию. Во-вторых, в своё время высшее исламское руководство России никак не осудило варварские подрывы талибами статуй Будд в Афганистане. На мой взгляд, отсутствие официальной реакции Сангхи - это выражение определённой позиции по принципу дипломатического паритета. И поэтому в данной ситуации высказывания настоятеля одного из дацанов и имама мечети - это вполне соотносимый и достаточный уровень обмена мнениями.
И это весьма своевременные выступления со стороны Зорикто ламы и имама Сейфуллы.
На выходе из мечети меня прижали к забору двое мужчин «со льдинкой во взоре»: «Кто вы? Что здесь делаете? Предъявите ваши документы». Это были представители подразделения МВД по борьбе с экстремизмом. Теракты в Санкт-Петербурге, Сургуте, ожидаемый наплыв боевиков разгромленного ИГИЛ и, естественно, события в Мьянме заставляют их быть начеку…