футбол
4777

«Пользуйтесь мной, пока я футболист»

Владимир Гранат хочет открыть свою футбольную школу в Бурятии

Фото: fc-rostov.ru

Уже третий год как собиравший полные трибуны стадион «Локомотив» не работает.  Всех отправили на вольные хлеба, и, казалось бы, команда железнодорожников должна кануть в Лету. Но игроки 90-х объединились, чтобы возродить свой любимый вид спорта. 

Максим Бувалин. Фото: Э. Хазагаева

- Мы выросли здесь, на Шишковке. Я помню полные трибуны «Локомотива», долгожданные выходные, когда собиралась толпа, чтобы посмотреть матч. Расклеивались афиши, мы, будучи детьми, смотрели на взрослую команду, и нам хотелось также выйти на поле, чтобы за нас болели, - вспоминает бывший игрок Максим Бувалин. 

Среди тех мечтающих мальчишек был и Владимир Гранат. На сегодня самый известный футболист из Бурятии, ныне защитник «Рубина». Он по-прежнему дружит с командой детства, проводит «Кубки друзей» на родине в память об ушедших игроках и тренерах. А сейчас с одним из игроков всерьез задумался о будущем бурятского футбола. 

Команда «Локомотив». Владимир Гранат второй справа от тренера Владимира Белобородова. Максим Бувалин крайний справа в нижнем ряду.

- Мы с Володей думали о покупке стадиона. Но хотели бы развить бурятский футбол на нашем родном стадионе и назвать его «Школой Владимира Граната». Ведь его имя уже бренд, - говорит Максим. 

Арендую стадион

Еще будучи игроком ФК «Ростов», Владимир Гранат отправил письмо начальнику ВСЖД Василию Фролову. 

«Я как человек, который посвятил свою жизнь футболу, и как воспитанник футбольной школы «Локомотив» Улан-Удэ, обеспокоен ситуацией, сложившейся вокруг стадиона. На данном спортивном сооружении нас обучали азам футбола, там мы приобретали навыки, участвовали  в республиканских и всероссийских соревнованиях. Немаловажным фактором было и живое общение среди ребят, охваченных одним общим делом. На стадионе мы встретили не только соперников, наставников, но и друзей, с которыми общаемся сейчас», - написал известный футболист. 

Рассказав о сегодняшней ситуации с бурятским футболом, Гранат предложил рассмотреть идею аренды спортивного сооружения. 

«В настоящее время после закрытия стадиона юные спортсмены вместе со своими тренерами вынуждены ютиться в дворовых коробках. Что, естественно, сказывается на уровне подготовки и несет риск получения травм. Мне бы хотелось обратиться к Вам с просьбой рассмотреть возможность передачи стадиона в долгосрочную аренду. Со своей стороны мы обещаем, что будем делать все возможное, чтобы ребятам было комфортно и уютно тренироваться», - пообещал знаменитый футболист. 

В ответ в ВСЖД сообщили о желании сотрудничать с мэрией. 

- В связи с оптимизацией непрофильных видов деятельности и в целях сохранения целевого назначения спортивного объекта в настоящее время рассматривается вопрос по его передаче в собственность Улан-Удэ, - сообщили Владимиру в компании. 

Воз и ныне там

Ранее СМИ сообщали, что «РЖД» планирует передать республике 17 объектов. В начале сентября глава Бурятии провел совещание по вопросам передачи имущества. Там же говорилось и о безвозмездной передаче трибун стадиона «Локомотив». Стоит отметить, что тема передачи этого спортивного объекта поднималась и намного раньше. 

- Еще год назад в мае мы с Владимиром встречались с чиновниками из администрации города. На совещании обсуждался вопрос о будущем стадиона. Но потом все стихло, нам обещали сообщить, но ответа мы так и не  дождались. Как говорится, воз и ныне там, - говорит Максим Бувалин. 

Несмотря на то, что железнодорожники сами изъявили желание передать стадион на баланс муниципалитета, похоже, сейчас они не торопятся с решением. Нет никаких  дат и условий. В коридорах правительства некоторые и вовсе засомневались в твердости решения руководства «РЖД». Мы выслали запрос в компанию и пока ждем ответа. 

Владимир Гранат и Максим Бувалин

ДЮСШ или Гранат?

Тем временем в муниципалитете уже начался дележ шкуры неубитого медведя. 

- Город хотел привязать к стадиону ДЮСШ №6, рассматривались варианты отдать его индустриальному техникуму. Также претендовала на объект и легкоатлетическая ДЮСШ. На совещании было рассмотрено два варианта: либо мы берем на себя содержание стадиона, которое включает коммунальные услуги и охрану, а это порядка трех миллионов в год, либо город берет на себя траты и привяжет к нему ДЮСШ, - говорит Максим Бувалин. 

Но мэрия, похоже, сомневается в том, что инициативная группа сможет содержать стадион. 

- Пока все только на уровне разговоров. Если ОАО «РЖД» передаст объект Министерству имущественных отношений, то они уже вместе с Министерством спорта решат судьбу стадиона. Если передать городу, то у него своя позиция по поводу использования объекта. В первую очередь мы ориентируемся на то, чтобы передать в ДЮСШ №6. К сожалению, у этой школы нет своего стадиона. А Гранат, который вложит деньги, мог бы проводить тренировочные занятия и открыть свою школу. Может быть, мы и пошли бы на то, чтобы были серьезные вливания. Но все это пока предположения. Думаем, что Владимиру Гранату будет тяжело содержать этот объект. Поэтому на муниципальном уровне решение пока такое, - прокомментировал ситуацию Сергей Чикаш, консультант Управления по физической культуре и спорту. 

Однако такой вариант не устраивает самого игрока. 

- Роль спонсоров нам не совсем подходит. Самое лучшее время будет отдано ДЮСШ, а команда «Локомотива», получается, будет тренироваться по остаточному принципу? - недоумевает представитель Владимира Граната. 

Так сегодня выглядит стадион «Локомотив». Фото: Э. Хазагаева

Выгода где?

В свою очередь, инициативная группа Граната считает, что если объект достанется известному футболисту, то у стадиона появится возможность получить деньги из федерального бюджета. 

- Гранат сказал, что может через Виталия Мутко, бывшего министра спорта, ныне вице-премьера, попасть в федеральные программы. Ведь совсем скоро чемпионат мира. Варианты есть, чтобы газон заменить, мы бы на свои деньги заменили трибуны. Думаю, в комплексе могли бы отработать. Можно сделать на территории стадиона детское кафе, где могли бы сидеть родители, пока их дети занимаются. У нас нигде такого нет, а в Москве же это практикуется. Как-то на одной из встреч Владимир сказал: «Век футболиста недолог, карьера  обычно заканчивается в 33 - 34 года, и вам надо мной пользоваться», - говорит Максим. 

Впереди у футболиста еще много встреч с чиновниками. 

- По большому счету, думаю, этот вопрос должны решать исполнительные органы власти, муниципальные, общественные организации и футболисты. Все должны сесть за стол переговоров с экономистами и финансистами, которые просчитают все плюсы и минусы. И в дальнейшем уже на конкурсной основе можно урегулировать вопрос, - считает Сергей Чикаш.  

Курс на сельские стадионы

Наблюдая за ситуацией вокруг стадиона «Локомотив» и видя, что дети по большей степени пинают мячи во дворах, мы решили посмотреть, какая же ситуация складывается вообще со стадионами в Бурятии. И как выяснилось, на сегодня в республике функционирует 16 стадионов. 

- В рамках сельских игр за последние годы были реконструированы стадионы  в Курумканском,  Мухоршибирском, Селенгинском, Закаменском и Кабанском районах. В этом году в Тункинском районе будет проведена реконструкция.  В Хоринском районе 30 сентября открытие.  Исходя из практики на реконструкцию требуется около 15 - 20 млн рублей. Субсидии выделяются из федерального бюджета по программе развития футбола в Российской Федерации. Кроме того, ежегодно выделяется 10 - 11 млн на искусственное покрытие полей, - прокомментировали в Минспорта Бурятии. 

В отличие от районов городу повезло меньше. Из пяти городских стадионов на данный момент только два соответствуют новым требованиям. 

Рейд по стадионам

Мы решили проехаться с одним из детских тренеров по всем пяти улан-удэнским стадионам. С Кириллом Белобородовым мы встретились на стадионе ВСГУТУ, где на твердом грунте по старинке тренируются студенты. Учащиеся здесь только мечтают об искусственном покрытии, но пока радуются только теплой раздевалке.

Стадион ВСГУТУ. Фото: Э. Хазагаева

Второй по счету стадион - «Пищевик» - расположен на Мясокомбинате. В день рейда никого из игроков мы не застали. Лишь одинокий мужчина наносил разметку. Вместо трибуны – лавочки, рядом стоят новые, еще не распакованные, но уже вмонтированные турники. В десяти метрах от входа блуждает подозрительный контингент, распивающий пиво. Мальчишка лет 9-ти, встретившийся нам по пути, счел безопасным играть не на стадионе, а на пустыре недалеко от мусорных баков. 

Стадион «Пищевик». Фото: Э. Хазагаева

Следующий стадион - «Забайкалец». Сюда, кажется, даже особо желающие поиграть поленятся добираться. Несмотря на прохладную погоду и ветер, нас встретила команда детей 11 - 13 лет, которые занимались вместе с тренером. У стадиона прохаживаются мужчины в состоянии алкогольного опьянения, а прямо на поле бегает бездомная собака с голодными глазами. 

- Здесь недалеко идет строительство. Родители жалуются на ненормативную лексику рабочих. Трибуны ветхие. Не так давно произошел суицид: парень сбросился с мачты. Время от времени здесь теряются мячи и экипировка, - рассказал нам тренер. 

Увидев эту ужасную картину, неогражденные мачты и проваливающиеся под ногами доски трибун, мы поспешили покинуть богом забытый стадион. 

Стадион «Забайкалец». Фото: Э. Хазагаева

Зато какой контраст ждал нас у стадионов «Спартак» и «Центральный»! Словно из фильмов Звягинцева мы перешли в будущее - искусственное футбольное покрытие, теплые раздевалки и радостные лица детей. Но наша эйфория испарилась, едва нам назвали цены. 

- Стоимость часа на «Центральном» 4500 рублей, а на «Спартаке» - 3000 рублей, - сказал Кирилл Белобородов. 

Стадион «Спартак». Фото: Э. Хазагаева

И уже приглядевшись к «Спартаку», мы стали замечать «облысевшее» по краям, проваливающееся на некоторых участках поле. Подытожив увиденное, детский тренер сравнил наш город с соседними регионами. 

- Состояние полей оставляет желать лучшего. В Иркутске пять искусственных полей, в Чите также пять больших полноразмерных. У нас всего два. И оба они недоступны для большинства футболистов, – с горечью констатирует тренер. 

Самому Кириллу выдается возможность тренировать детей на стадионе «Центральный», но, правда, не всегда. 

- Через комитет по образованию арендовали стадион «Центральный». Дети у нас тренируются, но не все. Представьте, в ДЮСШ работают 17 тренеров. Нам дают всего 4 часа в будний день. Могут заниматься только два тренера, разделив по полполя. Когда наша страна получила право на проведение чемпионата мира, все ожидали всплеска именно в развитии футбола в России. Но, как сейчас мы видим, ситуация становится только хуже. «Локомотив» уже второй год стоит, вопрос о закрытии висит над стадионом «Забайкалец». Мы теряем даже то, что имели, - говорит Кирилл. 

В этой ситуации говорить о будущем бурятского футбола инициативная группа Граната не торопится. 

- Чемпионаты России проводятся, наши дети играют. В той же Чите спортсменам предоставляют питание, они живут на базе, их одевают, им снимают квартиры. Наша профессиональная команда, которая играет на чемпионате России, существует на вольных хлебах. Даже победа в определенном дивизионе не дает команде возможности выйти в следующий дивизион по причине того, что нет финансирования. У нас республика не заинтересована в том, чтобы развивать футбол. Проще уехать в соседние регионы и играть за них, - заключает Максим Бувалин.

Автор: Эльвира Хазагаева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях