Истории о семьях, «сдающих» сирот обратно в детдома, наводнили соцсети минувшей весной. Так, в бурятском сегменте «ВКонтакте» бурно обсуждался поступок бездетной молодой пары, которая решила избавиться от приёмного ребёнка, как только решила проблему бесплодия. Посетители популярного паблика «Аноним 03» не могли скрыть своё возмущение: «Вы не люди! Бог дал вам своих детей, а вы отдали обратно приёмного. Неужели он вам не стал родным?», «Слов нет. Из головы не выходит. Как игрушка – наигрались, надоела».
Некоторые участники сообщества даже выразили желание усыновить «отказника».
- Я представляю, что чувствует малыш, оставленный родителями – ничего не понимающий, оставшийся без защиты и любви. Это невыносимо! Просто сердце разрывается! Хочется взять малютку к себе, спасти его хотя бы от этого одиночества, – написал неизвестный автор.
Посетители паблика призвали относиться к усыновленным детям так же, как к родным – особенно если речь идёт о подростках.
- Свои и похуже бывают, и родителей не только называют обидными словами, но и руку на них поднимают! Оформляя опеку, нужно быть готовым ко всему, а не ожидать от ребёнка ангельского поведения. Все дети в подростковом возрасте не очень послушные, но каждый хороший родитель прошёл через это, – высказался один из интернет-пользователей.
«Это совершенно недопустимо»
В Минсоцзащиты отмечают: процент «возврата» небольшой. Однако супружеские пары, которые берут малышей из сиротских учреждений и впоследствии отказываются от них, в республике всё же есть. Чаще всего приёмных родителей подводит здоровье. Порой детей возвращают в кровную семью по настоянию родных матери и отца, которые встали на путь исправления. А кто-то просто не может найти с подросшим ребёнком общий язык.
- Есть случаи – и я считаю, что это, в первую очередь, наша серьёзная недоработка – когда взяли маленького хорошенького мальчика, он вырос, наступил пубертатный период – 14-15 лет, приёмные мама и папа не справляются и решают отдать ребёнка обратно, – рассказала на правительственном брифинге 2 октября первый заместитель министра социальной защиты населения Бурятии Анастасия Меринова. – Это совершенно недопустимо и мы сейчас занимаемся такими ситуациями.
По словам замминистра, жители республики, которые решились усыновить малыша, нуждаются в психологической поддержке. К этому вопросу следует подходить ответственно и разумно, уверены в ведомстве.
- В большинстве случаев приёмные родители понимают, что это очень серьёзный шаг. Ребёнка мы доверяем не каждому, – пояснила Анастасия Меринова. – Кризис не рождается одномоментно, а зреет месяцами или годами. Нужно успеть подключить психологов и, возможно, клубы приёмных семей.
«Боюсь, что не справлюсь с этой бюрократией»
В прошлом году 92 малыша, которые едва обрели родителей, вновь вернулись в детские дома. А вот тем, кто, наоборот, мечтает подарить любовь и ласку сироте, приходится ждать не один месяц.
- Живём с мужем почти 20 лет. Так случилось, что нашей любимой доченьки не стало. Родить больше не могу. В этом году решили усыновить детей – очень хотим мальчика и девочку. Собрали все документы сдали, получили заключение, обратились в региональный центр – и на этом всё. Сказали: «Стойте в очереди». Стоим уже третий месяц. Сказали, что позвонят – и до сих пор ничего, – рассказала жительница Бурятии, пожелавшая остаться неизвестной.
И это не единственный случай.
- Хочу усыновить или удочерить ребёнка. Любить, баловать, водить в школу, в секцию. Хочу хоть кого-то сделать счастливым. Хочу сделать этот мир хоть чуточку лучше. Но боюсь, что не справлюсь с этой бюрократией одна, – призналась наша 22-летняя землячка.
В министерстве поясняют: по большому счёту, дело не в бумажной волоките. В официальном банке данных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, значится около 400 ребятишек и большинство из них старше семи лет. Жители Бурятии, между тем, стремятся усыновить именно младенцев и малышей в возрасте от года до трёх.
- Поэтому период ожидания достаточно долгий, – пояснила Анастасия Меринова.
Есть и ещё один нюанс: родных братьев и сестёр «разлучать» нельзя.
- Если, например, приёмные родители захотят удочерить трёхмесячную девочку, у которой есть восьмилетний брат, их невозможно устроить в разные семьи, можно брать только вдовоём. Иначе это нарушение федерального закона, – подчеркнула замминистра.
Напомним, в апреле на всю страну прогремела история о москвичах, отказавшихся сразу от семи приёмных малышей после того, как не смогли получить за них выплаты, на которые рассчитывали. В Бурятии подобных случаев пока не было, говорит Анастасия Меринова.
- Конечно, ставятся вопросы о том, что пособие на содержание ребёнка небольшое, что его размер нужно повысить хотя бы до прожиточного минимума. Но никто не сказал, что взял детей из-за денег, – добавила она.