Строительство новой взлётно-посадочной полосы в столице Бурятии стартовало в сентябре 2016 года, однако уже в декабре выяснилось, что оно оказалось под угрозой срыва. Несмотря на то, что на объекте круглосуточно работало 50 единиц техники и 100 иногородних специалистов, отставание от графика на тот момент составляло три месяца. Руководство республики даже поставило вопрос о смене генподрядчика – ФГУП «Спецстрой».
- У подрядчика нет чёткого понимания, как он будет компенсировать отставание, которое сегодня наметилось и уже нарастает. Поэтому мы приняли решение обратиться к заказчику (ФГУП «Администрация гражданских аэропортов и аэродромов» – прим. авт.), чтобы рассмотреть вопрос о смене подрядной организации, – отметил тогда экс-глава региона Вячеслава Наговицын.
Власти заявили, что местные поставщики и субподрядчики сотрудничали со «Спецстроем» без договоров.
- У «Спецстроя» слишком большая инерция при заключении договоров. Есть корпоративные процедуры, которые не позволяют им работать быстро, – пояснил бывший руководитель республики.
За несколько недель до этого представитель аэропорта «Байкал» рассказал «Интерфаксу», что по итогам 2016 года генподрядчик намерен освоить 600 миллионов рублей, а к началу 2017-го – наверстать упущенное время. Заявление Наговицына о намерениях разорвать отношения со «Спецстроем» удалили с официального сайта правительства спустя несколько часов после публикации.
В конце марта строительство новой «взлётки» проинспектировали новоизбранный глава Алексей Цыденов и замруководителя «Росавиации» Константин Махов. На объекте дважды побывал и глава Минтранса России Максим Соколов, последний раз – в августе. Тогда же обозначил сроки.
- До 1 октября 2017 года должны завершиться работы по бетонной полосе, а до 1 июня 2018 года – то есть до начала летнего туристического сезона – новая взлётно-посадочная полоса будет сдана в эксплуатацию, – сообщил Соколов.
«Это важный объект»
На правительственном брифинге 2 октября министр транспорта Бурятии Сергей Козлов подтвердил, что строительство затянулось – отставание от графика составляет уже четыре месяца.
- Росавиация приняла решение перенести ввод объекта в эксплуатацию на следующий год. Недавно завершились основные бетонные работы по взлётно-посадочной полосе, я проводил там совещание… Меня сейчас очень сильно беспокоит качество выполненных работ – в части наружных температур. Поэтому со стороны подрядчика предприняты все меры, и мы держим на контроле соблюдение технологии по укладке марочного бетона верхнего покрытия, – отметил Сергей Козлов.
Строительство аварийно-спасательной станции и очистных сооружений, которые являются неотъемлемой частью современного аэродрома, перенесли на зиму.
- Взлётно-посадочная полоса находится на особом контроле правительства и лично главы Бурятии, поскольку это важный объект для развития инфраструктуры в регионе, – добавил министр. – Он позволит развивать маршрутную сеть, увеличить количество рейсов и туристических прибытий.
Дали добро
Напомним, изначально речь шла только о реконструкции старой взлётно-посадочной полосы в аэропорту «Байкал». Ремонт, который оценили почти в 4 миллиарда рублей, должен был начаться ещё в 2014 году. Однако в правительстве республики отметили: восстановительные работы обойдутся гораздо дороже, чем новый объект. Да и экс-глава Бурятии неоднократно подчёркивал, что действующая полоса слишком короткая и не способна принимать тяжёлые самолёты вроде Боинга 747.
В итоге «Росавиция» одобрила строительство ещё одной «взлётки». В июне 2015 года руководство аэропорта «Байкал» сообщило, что в течение двух месяцев проект будет проходить главгосэкспертизу.
Вскоре вопрос вновь обсудили в Москве – на совещании у заместителя министра России по развитию Дальнего Востока Артура Ниязметова. В ведомстве пообещали внести обновлённый проект в федеральную целевую программу (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».
Весной 2016-го стало известно, что проект реконструкции аэродромного комплекса аэропорта прошёл экспертизу. Специалисты заявили: он соответствует всем необходимым требованиям и российскому законодательству.
- Проведённая экспертами проверка показала, что стоимость объекта капитального строительства определена корректно. Расчёты, содержащиеся в сметной документации, соответствуют нормативам, внесенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объёмам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, – отметили в пресс-службе аэропорта.
Летом прошлого года «добро» на проведение работ дал и Минтранс России. Длина новой взлётно-посадочной полосы составит 3,4 километра – это на 400 метров длиннее существующей, а вот ширина останется прежней – 45 метров. Располагаться они будут параллельно друг другу.
На территории аэродромного комплекса также появятся рулёжные дорожки, водосточно-дренажная система и очистные сооружения. Кроме того, планируется установить современное светосигнальное оборудование, реконструировать систему электроснабжения, периметровое ограждение, патрульную дорогу и другие объекты. На эти цели из федерального бюджета направят 3,8 миллиарда рублей. Ранее в ФЦП были установлены ограничения по финансированию «взлётки» в 2016 году, однако потом их сняли.
Отметим, сегодня около 90 % авиаперевозок в России выполняется на среднемагистральных воздушных судах западного производства Airbus А320 и Boeing 737, которые отличаются высоким давлением на аэродромные покрытия взлётно-посадочной полосы. Для них Росавиацией установлены ограничения по количеству самолётовылетов в сутки и по максимальной взлётной массе. После того, как завершится строительство новой полосы, у улан-удэнского аэропорта есть шанс вернуться к «советским показателям» – с 300 до 900 тысяч пассажиров в год. и принимать тяжёлые Боинги и аэробусы. Даже международные – министр транспорта России пообещал присвоить небу над Улан-Удэ пятую степень свободы.