Фонд «Петербургская политика» подвёл итоги первого осеннего месяца и опубликовал очередной мониторинг самых значимых событий в российских регионах. На этот раз положительных моментов в жизни Бурятии оказалось чуть больше, чем отрицательных.
Новые заводы и реконструкция вокзала
Так, с сентября электроэнергия для местных предпринимателей подешевела на четверть. До этого Бурятию включили в число регионов с «особенностями функционирования оптового и розничного рынков» – соответствующее постановление подписал премьер-министр страны Дмитрий Медведев.
Иными словами, республика попала в особую зону, где государство регулирует оптовые цены. Изменение тарифа коснулось, прежде всего, представителей малого бизнеса. У среднего расходы должны сократиться примерно на 20%, а у крупных предприятий – на 15%. Чем ниже напряжение, тем больше «скидка». По предварительным оценкам Минпромторга, благодаря снижению стоимости электроэнергии предприниматели за год сэкономят порядка одного миллиарда рублей.
Две недели назад Монголия отменила тендеры на проведение технико-экономического обоснования (ТЭО) и оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) сразу для двух ГЭС – на Селенге и её притоке, реке Орхон. Указанные тендеры появились на сайте Всемирного банка год назад, и для международной экологической коалиции «Реки без границ» такой демарш стал полной неожиданностью. Анонсированные ранее общественные слушания, которые планировалось провести в Бурятии и соседней Иркутской области, по сути, потеряли всякий смысл, ведь проектная документация разрабатывалась без учёта их результатов.
Эти события эксперты отнесли к числу позитивных. Свой положительный вклад в имидж республики, по их мнению, внесла и закладка первого камня в строительство крупного лесоперерабатывающего комплекса в пригороде Улан-Удэ. Отметим, о намерениях бизнесменов из Поднебесной построить в Бурятии предприятие за 750 миллионов рублей стало известно в начале июня. Соответствующее соглашение глава республики Алексей Цыденов подписал с ООО «МТК-Дженькей».
К российскому рынку лесопереработки китайская компания присматривалась ещё с 2012 года и в итоге выбор пал на бурятскую столицу. Завод расположится в Тальцах – ранее предприниматели из КНР приобрели там участок площадью в 30 га. Основными рынками сбыта продукции за пределами России станут Китай, Монголия, Иран, а позже – и страны Евросоюза. Заготавливать лес будут в Закаменском и Еравнинском районах. Ожидается, что после выхода предприятия на полную мощность налоговые отчисления в бюджеты разных уровней составят более 100 миллионов рублей в год. С открытием лесоперерабатывающего комплекса в республике появится 200 новых рабочих мест. И претендовать на них, согласно договору с правительством республики, вправе лишь российские специалисты.
Кроме того, в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ-2017), который проходил во Владивостоке с 6 по 7 сентября, Бурятия договорилась с японской компанией NEDO о строительстве мусороперерабатывающего завода. Реализация проекта обойдётся в 7 миллиардов рублей, хотя ранее его оценивали в 9 миллиардов. Треть этой суммы – в виде безвозмездной и безвозвратной субсидии – была готова предоставить японская сторона. Остальные средства бурятские чиновники рассчитывали получить за счёт привлечения инвесторов и участия в госпрограммах.
Сегодня в правительстве республики прорабатывают варианты финансирования. Возможно, деньги на эти цели выделят в рамках ФЦП по охране Байкала – её хотят перезапустить и продлить до 2030 года. К слову, аналогичное предприятие по сжиганию мусора находится на острове Хоккайдо – в семи километрах от крупного национального природного парка и соответствует всем современным экологическим требованиям.
Замыкает список событий со знаком «плюс» начавшаяся реконструкция железнодорожного вокзала в Улан-Удэ. Она должна была стартовать ещё в 2011 году – именно тогда руководство Бурятии и мэрия города подписали соглашение с «РЖД». Но «космический» проект – а именно так охарактеризовал его начальник дирекции железнодорожных вокзалов Виталий Вотолевский – оказался «космическим» и по цене, к тому же не учитывал национальные мотивы и колорит. Тот, что презентовали властям республики в начале сентября – более реальный. Его доработали и согласовали с комитетом по архитектуре.
Реконструкция пройдёт в несколько этапов и завершится в 2019 году. Площадь вокзала увеличится более чем на тысячу квадратных метров. Планируется отремонтировать технические помещения, посадочные платформы и кровлю здания, «обновить» все инженерные сети, а ещё – привести в порядок прилегающую территорию. Фасад украсят элементами бурятского народного художественного творчества и современной подсветкой.
Вокзал полностью адаптируют для людей с ограниченными физическими возможностями. В здании появятся лифты, которые будут доставлять людей от камеры хранения прямо до перрона, комната матери и ребёнка, а также современные электронные табло. Для пассажиров обустроят сквозной проход на конкорс, комфортные залы ожидания и комнаты отдыха. На «главные ворота» бурятской столицы «Российские железные дороги» и республика потратят почти миллиард рублей.
Грязный воздух и нездоровый образ жизни
Имидж республики изрядно подпортила голодовка в Северомуйске. Напомним, летом прошлого года там сгорело 24 дома, несколько десятков человек остались без крыши над головой и имущества, которое они наживали годами. Власти Бурятии пообещали выплатить северянам компенсации – по 10 тысяч рублей на человека и ещё по сто тысяч семьям, которые при пожаре лишись вещей первой необходимости. Этот вопрос даже взяла под контроль прокуратура.
Но денег на новое жильё в республиканском бюджете не оказалось. Экс-глава региона Вячеслав Наговицын направил премьер-министру России Дмитрию Медведеву письмо с просьбой оказать «финансовую помощь». На эти средства планировалось приобрести жилищные сертификаты для погорельцев. Прошло несколько недель – а вопрос так и не сдвинулся с мёртвой точки
Сельчане заявили о готовности объявить бессрочную голодовку, и обещание своё сдержали. Они выдвинули требования к правительству – предоставить соцвыплаты на приобретение нового жилья переселенцам из аварийного, а также тем, кто пострадал от пожара. Пока власти пытались решить этот вопрос, деньги и вещи для тех, кто пострадал от разгула стихии, собирали буквально всем миром.
С тех пор прошёл год. Вячеслав Наговицын ушёл в отставку, а республика пережила ещё один крупный пожар – в конце апреля заполыхало прибайкальское село Черёмушки. Там огонь уничтожил 28 строений, в том числе 19 домов – это фактически половина села. И если в Прибайкалье достаточно быстро возвели новые дома, северомуйцы по-прежнему вынуждены ютиться у друзей и знакомых или на съёмных квартирах. Выяснилось, что люди, которые остались без собственного угла, автоматически лишись и права на соцвыплаты. Кто-то через суд восстановился в очереди на жильё, но оказался чуть ли не в самом её конце. В Минстрое на все жалобы только руками развели.
Доведённые до отчаяния северомуйцы вновь вышли на голодовку 9 сентября.
Сначала люди разместились у местной администрации, а когда похолодало, перебрались в само здание. Прямо на полу люди разложили матрасы, там же ночевали. Правда, через десять дней пришлось взять паузу – самочувствие у участниц акции резко ухудшилось, а одну из них даже пришлось госпитализировать. После того, как о голодающих погорельцах из Бурятии рассказали на телеканале НТВ в программе «Чрезвычайное происшествие», в ситуацию вмешался главный следователь России Александр Бастрыкин.
Не прибавило Бурятии очков и 78-ое место в экологическом рейтинге «Зелёного патруля» по итогам минувшего лета (кстати, год назад она значилась на 79-ой строчке). Директор природоохранных программ «ЗП» Роман Пукалов подчеркнул, что на это повлияли пожары. Из-за лесных возгораний также «пошатнулись» позиции Иркутской области, Якутии, Тывы, Ямало-ненецкого автономного округа и Забайкалья. А вот столица республики вместе с Селенгинском и 18 другими городами «угодила» в топ-20 самых грязных городов России.
Во всероссийском рейтинге регионов по числу сторонников ЗОЖ наша республика оказалось на 80-м месте из 85-ти. Наряду с Еврейской автономной и Магаданской областями, Камчаткой, Забайкальем и Хакасией, она занимает нижние строчки почти по всем показателям. Среди них – доля населения, занимающегося физической культурой и спортом, расходы на табачные изделия, объёмы продажи горячительных напитков, количество людей, совершивших преступления в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а также смертность от случайных отравлений спиртным. И, судя по данным официальной статистики, алкоголь и табак в республике популярнее беговой дорожки, отмечают авторы исследования. Эти события замыкают список «негативных».
Новый глава и новый сенатор
Эксперты «Петербургской политики» не оставили без внимания и выборы главы региона, которые состоялись месяц назад, 10 сентября. Напомним, победу на них одержал Алексей Цыденов, в течение полугода руководивший регионом с приставкой и. о. Его поддержали 260 тысяч 28 человек (или 87,43 %). Ещё 15 325 (5,14 %) избирателей выразили доверие «выдвиженцу» от «Коммунистов России» Бато Багдаеву, а 13 056 (4,39 %) поставили «галочки» в бюллетенях за координатора БРО ЛДПР Сергея Дороша. Явка в Бурятии в Единый день голосования составила 41,65 %.
К самым заметным событиям минувшего месяца политологи отнесли и назначение бывшего лидера республики Вячеслава Наговицына сенатором от исполнительной власти. Напомним, согласно новым правилам проведения губернаторских выборов, каждый претендент на пост руководителя региона должен был назвать трёх кандидатов в члены Совфеда и в случае победы назначить одного из них на эту должность. В списке новоизбранного главы республики Алексея Цыденова, помимо Наговицына, значились Татьяна Мантатова, пришедшая в феврале на смену Арнольду Тулохонову, а также лидер местных «эсеров» Иринчей Матханов.
В итоге выбор Цыденова пал на его предшественника. Соответствующий указ руководитель региона подписал в день своей инаугурации, 22 сентября.
Ещё до этого бывшие спикеры Народного Хурала Михаил Семёнов и Александр Лубсанов, а также экс-депутат Госдумы Николай Кондаков призвали не делегировать Вячеслава Наговицына в Совфед. Они заявили, что он «не вправе представлять республику на столь высоком уровне» и «полностью исчерпал кредит доверия со стороны жителей». А ещё – что он «не оправдал надежд, которые ранее на него возлагались». Позднее к этим заявлениям присоединился и главный либерал-демократ Бурятии Сергей Дорош.
По мнению некоторых экспертов, окончательное решение о назначении Вячеслава Наговицына на пост сенатора оставалось за Кремлём, а вовсе не за Алексеем Цыденовым. Кто-то даже прочит ему скорый уход из Совфеда. Известный политолог Эрдэм Дагбаев и вовсе заявил: новый глава сам не заинтересован в том, чтобы его предшественник представлял интересы Бурятии в верхней палате российского парламента.
Алексей Цыденов, в свою очередь, пояснил, почему сделал выбор именно в пользу Наговицына.
- Он хорошо знаком с проблемами республики, имеет большой опыт работы с федеральными структурами. Успешное взаимодействие с министерствами и ведомствами – важное звено в решении многих задач в Бурятии, – рассказал он. – С учётом поддержки его нового статуса в Москве и наработанного круга общения, Вячеслав Наговицын сможет на должном уровне продвигать и защищать интересы региона. Будем по максимуму использовать все имеющиеся возможности.