Эпопея со строительством монгольских ГЭС началась несколько лет назад. Финансировать проект MINIS по развитию инфраструктуры горнорудной промышленности взялся Всемирный банк. Наши южные соседи говорили о двух объектах – плотине на самой Селенге и водохранилище на Орхоне. Таким образом монголы планировали решить у себя проблему энергодефицита. В 2013 году появился еще один проект – на реке Эгийн-Гол, который уже обещал поддержать Китай.
Однако в мае 2016-го Всемирный банк решил приостановить финансирование гидроэлектростанции на Селенге и водохранилища на Орхоне. А вскоре под вопросом оказалось и строительство Эгийнгольской ГЭС – этот проект в Поднебесной не поддержали из-за претензий со стороны России. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров лично обратился к руководству Бурятии с просьбой вынести вопрос о возведении плотин на широкое обсуждение.
«Курс пересмотрен»
В ходе публичных слушаний, которые состоялись в районах Бурятии и в Улан-Удэ в марте, жители республики дружно выступили против строительства ГЭС – как и иркутяне. Представители монгольской делегации, в свою очередь, обвинили общественников в «промывании мозгов» населению.
Однако две недели назад в соседнем государстве отменили тендеры на проведение технико-экономического обоснования (ТЭО) и оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) сразу для двух объектов.
- Курс действий в отношении исследований по проектам «Шурэн» и «Орхон» пересмотрен. Эта мера принимается по итогам публичных консультаций, проведённых в России и Монголии по проекту техзадания с потенциально затронутыми сообществами в марте-июле 2017 года, – заявили в MINIS.
Вышеназванные тендеры появились на сайте Всемирного банка год назад, и для международной экологической коалиции «Реки без границ» такой демарш стал полной неожиданностью: анонсированные ранее общественные слушания, по сути, потеряли всякий смысл, ведь проектная документация разрабатывалась без учёта их результатов.
- Такое пренебрежение к мнению жителей России, которое они должны были высказать на слушаниях в Бурятии и Иркутской области, ставит под угрозу как репутацию Всемирного банка в Байкальском регионе, так и саму возможность проведения дальнейших консультаций по вопросам оценки воздействия монгольских ГЭС на окружающую среду и общество в трансграничном бассейне Байкала, – рассказал тогда российский координатор «Рек без границ» Александр Колотов. – Какой смысл проводить общественные слушания в России, если в Монголии уже утверждены и выставлены на тендер именно те материалы, которые планировалось обсуждать? Это будут не слушания, а сплошной фарс, имитация общественного участия и попытка перехитрить своих соседей.
Разъяснений от Всемирного банка потребовал и глава Минприроды России Сергей Донской. Министр отметил, что решение о проведении конкурсов идёт вразрез с достигнутыми ранее договорённостями.
«Расслабляться не стоит»
Добиться официального решения MINIS, по словам Александра Колотова, удалось после неоднократных обращений «практически к каждому члену совета директоров Всемирного банка».
- Мы опротестовывали, писали письма, подчёркивая нелегитимность этой процедуры, – рассказал он ТАСС. – Сейчас снова объявят тендеры, но на проведение региональных экологических оценок для каждого проекта. По времени процесс займёт более года.
Колотов добавил, что после подведения итогов и анализа результатов РЭО будет принято решение о переходе на следующие этапы. Затем разыграют тендер на детальную оценку ОВОС – также для каждого объекта. Предполагается, что после этого в России и Монголии вновь пройдут общественные слушания.
По прогнозам эксперта, до принятия окончательного решения по поводу строительства ГЭС пройдёт, как минимум, три года.
- Так что сейчас непосредственная угроза Байкалу нашими стараниями ликвидирована. Впереди – длительные позиционные бои в рамках экологических оценок, – отметил Александр Колотов.
По мнению известного эколога из Бурятии Натальи Тумуреевой, говорить о полной победе пока не стоит. Сейчас монголы не готовы проводить тендер по данным, которые указаны в техзадании, пояснила она «Московскому комсомольцу в Бурятии».
- Скорее всего, всё будет отправлено на доработку, на проведение необходимых экспертиз и других организационных вопросов. Хочу добавить, что немалую заслугу в отсрочке сыграли и общественники Бурятии, а также все жители республики, которые открыто отстаивали свои права и защищали Байкал. Расслабляться не стоит, нужно и дальше следить за ситуацией, – цитирует её издание.
«Мы вынуждены искать недоработки и недочёты»
Учёные неоднократно рассказывали о рисках, которые несёт появление монгольских плотин и выдвигали свои варианты решения проблемы энергодефицита у наших южных соседей. На минувшей неделе эти вопросы обсудили члены рабочей группы, созданной в соответствии с решением 20-го заседания межправительственной российско-монгольской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК) в декабре прошлого года.
На мероприятии, которое проходило в Улан-Баторе со 2 по 4 октября, Монголия передала России предварительный вариант техзадания на проведение РЭО для ГЭС на Селенге и Орхоне, сообщает «Тайга.Инфо». Документ переведён на русский язык.
- Судя по всему, речь идёт о единой региональной экологической оценке сразу двух проектов, а не о тех документах, что монголы предлагали раньше и привозили на общественные слушания в Бурятию и Иркутскую область – ТЗ на РЭО, параллельное с оценкой воздействия на окружающую среду и социальных последствий (ОВОС и СП), – отмечает издание. – Разделение этих этапов было одним из требований Российской Федерации, зафиксированных в протоколах слушаний.
Для оперативного рассмотрения проекта было принято решение сформировать специальную рабочую подгруппу, которая должна проанализировать документ до мая.
- Столь долгие сроки называются впервые. Ранее считалось, что Монголия планирует согласовать документ и выставить его на тендер для отбора консультанта уже до конца текущего года, – пишет «Тайга.Инфо».
Ранее директор Института динамики систем и теории управления им. В. М. Матросова СО РАН Игорь Бычков в интервью проекту #СпасиБайкал отметил: до сих пор Россия выступала в роли «догоняющей».
- Вместо того, чтобы совместно, с учётом интересов обеих сторон сделать документ для дальнейшей работы, мы всё время вынуждены искать недоработки и недочёты в том, что нам выдают в качестве готового варианта, – пояснил учёный. – В таком случае всё это опять выльется в долговременную процедуру согласовании с не очень понятным исходом. Нам будут говорить, что какие-то замечания учтут, какие-то – не учтут, покажут какую-то матрицу ответов, и потом опять будет согласование.
Обмен информацией
На заседании, которое состоялось в начале октября, Россия вновь обозначила свою позицию – чтобы выявить риски от строительства монгольских ГЭС, необходимо провести комплексную экологическую, социальную и экономическую оценку этих проектов.
- Мы уважаем суверенное право Монголии по обеспечению собственной энергетической безопасности и доступа населения к чистой воде, но при этом призываем принимать все возможные меры, чтобы предотвратить возможные негативные последствия для объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО – озера Байкал, – заявил директор департамента международного сотрудничества Минприроды России, руководитель российской части рабочей группы Нуритдин Инамов.
В ходе переговоров стороны достигли договорённости об обмене информацией, необходимой для выполнения работ по оценке воздействия строительства ГЭС на Байкал, а также о проведении регулярных консультаций и встреч экспертов рабочей группы.
По данным ТАСС, в ближайшее время Россия намерена предложить Монголии ряд альтернатив гидроэлектростанциям. Это модернизация существующей линии электропередачи и строительство новых ЛЭП, в том числе с выходом на Китай, а также энергомост в рамках азиатского энергокольца. По мнению министра природных ресурсов России Сергея Донского, цена на электроэнергию для монголов в этом случае будет ниже, чем при реализации проекта ГЭС.
- На мой взгляд, самый реалистичный вариант – большое энергетическое кольцо. Дело в том, что сейчас в Монголии запускается добыча на новых угольных месторождениях, к тому же у них идёт модернизация железной дороги, вдоль которой можно проложить провода. А у нас большой переизбыток мощностей на Дальнем Востоке, – пояснил министр изданию. – Есть ещё один вариант – строить у них генерацию. Сейчас существует большое количество чистых угольных технологий и Монголия сможет использовать свои богатые угольные ресурсы. У нас есть своё производство солнечных панелей и мы можем обеспечить им качественную солнечную генерацию. Наши компании заинтересованы в реализации всех этих проектов.
Как утверждает известный эколог, руководитель «Бурятского регионального объединения по Байкалу» Сергей Шапхаев, в Монголии на самом деле много электроэнергии и получать её можно без строительства опасных для озера сооружений. Альтернативные источники и российская электроэнергия – вот что, по мнению специалистов, спасёт ситуацию. Проблема только в том, смогут ли стороны договориться.