Общество
14916

Как живут улан-удэнские бомжи и сколько они зарабатывают на жалости

Корреспондент infpol.ru побывал среди тех, кто оказался на самом дне жизни

Фото: Э. Хазагаева

К Международному дню борьбы за ликвидацию нищеты мы совершили рейд по местам, где обитают те, кого принято называть «бомжи» и нищие. Нас ожидало множество сюрпризов. 

В 80-е годы в Улан-Удэ была лишь одна знаменитая «попрошайка». Пожилая женщина любила осаждать прохожих просьбами в районе Саян, у кинотеатра «Дружба». В 90-е начали появляться уже настоящие бомжи. Одна группа даже построила на мусорной свалке стеклозавода свой поселок, дала ему имя Ельцина и повесила там российский флаг. Еще несколько лет назад в Улан-Удэ остро стоял вопрос, куда девать бездомных. Сейчас, к нашему удивлению, чтобы их найти, нужно было очень постараться. Мы задались вопросом – неужели их стало меньше? Единственная статистика, которую нам удалось найти, – сколько жителей  республики проживает «за чертой бедности». 

- В Бурятии, по данным 2016 года, проживает более 179 тысяч человек с доходом ниже прожиточного минимума, что равняется 18,3%, - сообщает Бурятстат. 

По словам директора республиканского центра «Шанс» Сергея Жамцаева, по городу бездомных около полутысячи. 

- Их по городу насчитываем около 500 человек. По районам, думаю, все же таких нет. Здесь они могут жить в теплотрассах, заброшенных домах, - рассказывает Сергей Жамцаев. 

Летом бомжи и местные алкоголики любят собираться на нижнем бульваре Карла Маркса. Их не смущает то, что недалеко Октябрьский райотдел полиции. В кустах бульвара бомжи устраивают летом «зеленые» ресторанчики на свежем воздухе. Вспоминают, как сказку, случай, когда в день приезда Путина на открытие нового здания Русского драмтеатра, полиция вывезла всех саянских бомжей за город. Там их кормили целый день. 

Кто «крышует» бомжей?

За три дня журналист «Информ Полиса» исколесил город вдоль и поперек, заглянул в канализационные люки, побродил за гаражами и на городских свалках. Вспомнилось, как еще год назад Элеватор был заполонен нищими – они просили милостыню у магазинов, в подземном переходе, на остановках. Сейчас же их там практически нет. Мы спросили у торговца в «подземке», куда же они подевались. 

- Как я понял, их изжили отсюда. Здесь и проститутки раньше у развязки в сторону вокзала стояли. Сейчас никого нет. Им, видимо, смотрящие подняли цену за место. Раньше ловили бедолаг и избивали. Сам видел, - пересказывает самую популярную версию наш собеседник. 

Так он косвенно подтвердил слухи о том, что у нищих в Улан-Удэ своя «мафия» со своими крестными отцами и «крышей». Но на все расспросы о «крыше» наши собеседники предпочли отмалчиваться. 

Однако по данным пресс-службы МВД по Бурятии, люди без определенного места жительства зачастую нарушают закон. 

- В 2016 году гражданами без определенного места жительства совершено 52 преступления. В основном, имущественного характера.12 преступлений совершено в отношении лиц данной категории. За 9 месяцев 2017 года гражданами без определенного места жительства совершено 18 преступлений, - сообщили в ведомстве. 

1000 рублей за день

Далее мы проехались в сторону горсада. Прогулявшись по территории храма, на выходе мы заметили старенький стульчик с коробкой. В ней лежали 10-копеечные монеты. Через дорогу хромой мужчина в грязной одежде ремонтировал тележку у входа в Молодежный театр. Мы поинтересовались, не его ли коробка с деньгами и когда он стал бездомным. Андрей согласился нам рассказать свою историю жизни за 30 рублей. 

Когда-то Андрей работал водителем маршрутки

- Чтобы здесь стоять, нужно согласие батюшки получить. Могут просить подаяние только я и еще один парень. Его сейчас нет. За то, что нам разрешено здесь стоять, мы подметаем территорию храма, убираем снег зимой. В день люди подают где-то 60 - 70 рублей, во время служб доходит до 1000 рублей, - откровенно признается Андрей. 

Как оказалось, 37-летний Андрей бродяжничает лет шесть. Из них четыре года живет в колодце около церкви. С его разрешения мы заглянули в убежище. Небольшой самодельный стол, на котором стоит кружка, три иконы, разбросанные вещи на стуле и постель. Отметили, на кровати есть постельное белье. 

Это дом Андрея, здесь он живет уже 4 года

- У меня есть дочь, ходит в музыкальную школу. Горжусь малышкой. Я ведь тоже, можно сказать, музыкант. Играю на гитаре… - делает паузу Андрей и, смахивая появившиеся слезы, делает глубокий вдох. - В 2006 году пришел с армии, женился. Свадьба была 9 августа. Работал на маршруте 30-м, потом перешел в такси «Элит». Затем мать моя положила меня в нарколожку. Там  поставили на учет, так я лишился прав.  В 2011 году ушел из дома, поначалу снимал комнату, потом переселился сюда.

- А что с ногой? Почему не встанете на инвалидность?

- Четыре года назад упал на штырь, когда работал сварщиком. Один раз в поликлинику ходил, хотел на инвалидность встать. Они меня из кабинета в кабинет пинали, потом выгнали. Государство поможет? Вы смеетесь? Таких, как вы, советчиков у меня полно, – отмахивается Андрей. 

Бродяга написал книгу

Бродяга из храма не отрицает – выпивает, но и не забывает о работе. 

- У храма подметаю, в художественном театре у Анатолия Борисовича неофициально работаю сварщиком. С командой даже на Байкал ездили волонтерами. Байкал чистили от мусора. Еще на автозаправке кочегаром подрабатываю. На АЗС дают за два часа работы 300 рублей. Но я не всегда хожу к ним - ленюсь, - признается Андрей. 

По словам режиссера "Молодежки", Андрей не только хороший сварщик, но и столяр

Не поверив своим ушам, мы прошли в Молодежный театр, чтобы удостовериться. Артем Баскаков не просто подтвердил слова Андрея, а добавил удивительные факты. 

- Андрей здесь живет более двух лет. Когда я вернулся в Улан-Удэ, поначалу гонял бомжей, которые блуждали у театра. Один Андрей пытался заговорить. Я пригляделся - человек не глупый. Чуть позже художественному руководителю театра он принес прозу.  Он сам пишет! И он, действительно, этим летом работал с нами в международном проекте Байкальской береговой волонтерской службы. Вместе с иностранцами он жил две недели в лагере и строил его. Я думаю, это пошло ему на пользу. Мы пытаемся ему помогать, и друзья нашего театра стараются принести ему какие-то вещи. Он ведь не только сварщик, у него и права есть, хорошо красит, столярничает, - говорит Артем Баскаков, режиссер молодежного театра. 

Еще более пораженные, мы возвращаемся к нашему бродяге. Он тем временем почти закончил с тележкой. 

- Ну да, пишу книги, - стесняясь, говорит Андрей. - Первая моя книга «Икс 3», потом написал «Красотку». Показал Анатолию Борисовичу, он сказал, что ему понравилось. Пиши дальше. Сейчас закончил «Шамана», он ее прочитал. Сказал, что надо подредактировать.  

Андрей надеется, что когда-нибудь по его книге снимут фильм и его увидит дочка. Для отца она самый главный зритель и критик.  Пораженные историей любящего отца, мы попрощались с ним, пообещав прочитать его книги. 

- Спасибо вам! Храни вас Бог! 

Веселый табор на Ключевской

Следующим вечером мы прокатились по проспекту Строителей, где за гаражами заметили костер. У костра ужинают семь человек, один из них спит. Не зная, чего ожидать, мы все же рискнули и подошли к ним. Тут же нас облаяла огромная собака. Навстречу вышел молодой мужчина лет 27. 

- Юра меня зовут. А что хотели? 

Мы представились и попросили познакомить с остальными. 

- Нас здесь так-то человек 13 живет. Вот Оля, моя гражданская жена. 

Дальше его перебивают другие бродяги. 

- Я Леха. Вон Юля, Наташа. 

Мы просим каждого рассказать свою историю. И оказывается, что все они без паспорта. 

- Ну да. Никогда и не было. Мать всю жизнь пила. Сам я из Онохоя Заиграевского района. Ушел еще парнишкой. Иногда работаю, но сейчас не хочу, - рассказывает о себе Юра. 

- А у меня паспорт есть только Советского Союза, - перебивает Юру 50-летний Леха. 

В отличие от предыдущего героя, эти ребята, как нам показалось, и рады такой жизни. 

- Здесь в основном домашние. Я, например. Дом есть в Николаевском. Там сейчас живут сестра и мой муж. Но домой я не хочу, хочу свободы. Вставать, идти на работу – не мое, - признается Юля. 

Другая, довольно симпатичная девушка, оказывается, молодая мама. Сюда пришла, чтобы встретиться с «мужем». 

- Ее семья меня на дух не переносит, - говорит Юрий, муж Оли. 

Дома ее ждет 11-летняя дочка. 

- Сейчас она с моими родителями. Каждое утро я ее вожу в школу и забираю. Там рельсы, опасно одну отпускать. Иногда с Юрой вместе ходим, - рассказывает Оля. 

Во время разговора мимо толпы пробежала собака и начала есть из миски с едой. 

- У нас четыре собаки и одна кошка, - рассказывают ребята. 

Как жить так, чтобы не выгнали

Мы прошлись по их «жилищу». Развешанные вещи на веревках, две кровати под навесом. На одной из них спит мужчина. На стенах икона и тут же рядом  постер с обнаженной девушкой. Кто-то приволок старый кухонный буфет.

У костра небольшой стол, на котором остатки еды в тарелке. 

- Мы сегодня готовили картошку с мясом, - показывает одна из женщин. 

Стоит отметить, выглядел их ужин с виду довольно аппетитно. 

- У нас так-то Маркуша готовит. Очень вкусно, но иногда по очереди. Женщины стираются, мужчины убирают двор, подметают, таскают дрова, - рассказывает Александр. 

Замечаем на безымянном пальце у Лехи серебряное кольцо. 

- Что же оно до сих пор красуется и не продано? 

- Никогда не продам. Это подарок любимой, - целуя рядом стоящую Наташу, отвечает Леха. 

Попрощавшись с гостеприимным «табором», решили расспросить жильцов близлежащих домов, как же они относятся к местным бродягам. 

- Они давно здесь живут. Смотрят за гаражами. Иногда им пряников или хлеба унесешь. Тихие, спокойные. Здороваются, даже когда пьяные. Они свое место знают. Не дураки, прекрасно все понимают, что, если что-то здесь случится, их сразу вышвырнут. Я захожу иногда, предупреждаю, чтобы срач не разводили. На лето они уходят в лес черемшу собирать. Там пол-леса городских бомжей обитает, - рассказывает один из жителей соседнего дома. 

Приезжие попрошайки

Не стоит путать местных бомжей и бродяг с теми, кто у нас бывает, как гастролер, только в теплое время года. Многие привычно считают их цыганами. На самом деле этот бизнес на милосердии контролируется астраханскими и молдавскими цыганами. 

- Российская Федерация занимает первое место, куда привозят и молдаван как для работ на стройке, в сельском хозяйстве, так и для попрошайничества, – говорят в Генеральном инспекторате полиции Молдавии. - В настоящее время появилась новая тенденция: цыгане из Молдовы вербуют жертв из стран СНГ и эксплуатируют их на территории Российской Федерации. Также в течение того же периода было выявлено три случая эксплуатации детей. В ходе рейда были выявлены шесть девочек в возрасте 12 - 17 лет, которые занимались попрошайничеством. 

Полгода на реабилитацию

Рейд наш завершился в республиканском центре «Шанс». Мы пришли туда к семи, когда около двадцати мужчин, уже переодевшись, сидели у телевизоров и ждали ужина. Его привезли ближе к восьми. В столовой, как мы поняли, установлено дежурство. Один мужчина разливал суп по пластмассовым тарелкам. Кто-то резал хлеб, третий раскладывал ложки. 

Как нам рассказал директор центра, двери для них открываются к восьми, а уходят они ранним утром. 

Директор республиканского центра «Шанс» Сергей Жамцаев

- У нас по госзаданию на учреждение выдается 58 мест. Фактически мы имеем 67 мест. Но с питанием принимаем 31 человека. Из них некоторые приходят и уходят. Не всегда ночуют, но спальное место закреплено за каждым. Содержание одного человека у нас обходится в 400 рублей. Из бюджета выделяется 9 млн 253 тысячи 500 рублей, - говорит Сергей Жамцаев. 

Как говорит директор «Шанса», больше денег и не надо. 

- Бродяга уже идет и знает, что не надо искать себе питание и ночлежку. Он идет только искать работу. Тот человек, который хочет найти работу, ее найдет. Мы приучаем их здесь к труду. Но бывают и примеры, когда человек сам пытается сделать так, чтобы его отодвинули, – говорит директор «Шанса». - На тебе - гвоздь и молоток. Он начинает требовать перчатки, халат, какие-то инструменты, саморезы. Был случай, когда один говорил, что евроремонтом занимался, окна устанавливал. А потом оказалось, что он только помогал держать. 

У «Шанса» есть еще одно здание - по улице Октябрьской, где бродяги могут находиться круглосуточно. 

- Там 32 места. Но жильцы должны иметь стабильный доход – пенсию, инвалидность, документы. За ночное пребывание они оплачивают сумму, которая высчитывается для каждого индивидуально. В дневное время по тарифу 180 рублей. Также присутствуют скидки для людей с доходом ниже прожиточного минимума, - говорит Сергей. 

Согласно условиям нахождения в центре, бездомные находятся в приюте полгода. За это время им восстанавливают документы, устраивают на работу и восстанавливают связь с родными. 

- Сотрудники центра совместно с бездомными ставят цели, которые помогут реабилитировать их за полгода, пока они пребывает в учреждении. Ровно столько дается каждому человеку.  Он или едет в дом-интернат, если он нетрудоспособный. Если трудоспособный, пытаемся устроить на работу. Эти граждане выброшены семьей, друзьями, обществом. И здесь в первую очередь их вина. По большему счету они халатно, безрассудно, высокомерно относились к родным. И когда чаша была испита, родственники от них отвернулись. Когда мы связываемся с родными, зачастую сталкиваемся с тем, что они не хотят иметь с бродягами ничего общего. Дети говорят: «Он нас не воспитывал, не помогал. С какой стати я ему что-то должен». 

По опросу большинства бродяг, многие знают о «Шансе», но не все хотят быть там. 

- Некоторые даже хорошо живут в канализационных люках. Цементный пол вымыт, ни одной крошки нет. На стенах ковры висят, оборудован стол, кровать. Опрятненько. Такой бомж не хочет к нам идти. Насильно обязать мы не можем, - говорит Сергей Жамцуев. 

За три дня мы встретили разных бродяг, с разными судьбами. Кто-то ушел из семьи из-за гордости, предпочитая жить в канализационных люках, кто-то просто захотел свободы, кого-то обманули риэлторы… Все эти люди по той или иной причине оказались на дне жизни. Большинство из них алкоголики, есть и талантливые. Единицы из них надеются на помощь центров и церквей, но большинство предпочитает схорониться без паспортов и документов в теплотрассах, люках и заброшенных домах. Они не хотят, чтобы их нашли родные и друзья. 

- Мне стыдно за эту жизнь. Я лучше буду призраком, чем покажусь на людях, - ответил один из бродяг. 

Каков средний доход попрошаек?

Все зависит от места и умений человека разжалобить прохожих. Хороший попрошайка может заработать за день от 200 до 1000 рублей. Бывают и такие, что и 2000 рублей насобирают, но это уже профессионалы своего дела. На улан-удэнском Арбате нищие признаются, что в день могут насобирать 500 - 600 рублей. В День города и больше. 

Административным кодексом такое правонарушение, как «попрошайничество», не предусмотрено. 

Международный день за искоренение нищеты

История проведения Международного дня борьбы за ликвидацию нищеты неразрывно связана с датой 17 октября 1987 года. В тот день более 100 тысяч человек собрались на площади Трокадеро в Париже, где в 1948 году была подписана Всеобщая декларация прав человека, чтобы отдать дань памяти жертвам крайней нищеты, насилия и голода. Собравшиеся заявили, что нищета является нарушением прав человека, и подтвердили необходимость совместными усилиями добиваться соблюдения этих прав. Соответствующие заявления начертаны на Памятном камне, который был открыт в тот день. С тех пор люди самых разных сословий, убеждений и социального происхождения ежегодно собираются 17 октября для того, чтобы подтвердить неизменность своей позиции и продемонстрировать солидарность с малоимущими. Такие же памятные камни были открыты во многих странах мира, и они являются местом сбора для проведения дня. Один такой камень находится в саду центральных учреждений Организации Объединенных Наций, и именно около него проводится торжественная церемония, ежегодно организуемая Секретариатом Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

Автор: Эльвира Хазагаева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях