Илья Иннокентьевич и Анна Прокопьевна – первые выпускники Бурят-Монгольского государственного зооветеринарного института (нынешняя БГСХА) и счастливые супруги. В этом году Трофимовы отметили бриллиантовую свадьбу.
Первые выпускники Торейской средней школы
Анна Прокопьевна родилась в селе Тохой Джидинского района. Росла с братом, воспитывала их мама – отец погиб за 15 дней до окончания Великой Отечественной.
- В Тохое была семилетняя школа, потом ее закрыли и оставили четыре класса. В Торее открыли 10-летнюю школу. Я отучилась четыре года в родном селе и потом поехала в Торей. Там и познакомилась с будущим мужем, - вспоминает Анна Прокопьевна.
Она говорит, что ее мама была большой труженицей – днем работала в сельсовете, по ночам пасла лошадей и успевала воспитывать двоих детей.
- На одном из заседаний районной сессии маме подарили большую шерстяную шаль. И она отдала ее мне. Когда я приехала в Улан-Удэ, надевала эту шаль в институт и была самой красивой, - вспоминает наша собеседница.
Школу будущие супруги окончили в 1952 году, весь выпуск насчитывал 11 ребят. Получать высшее образование в Улан-Удэ поехали тоже 11 человек. Среди них и герои нашей статьи.
Сначала поступила в педагогический
Анна Прокопьевна решила поступить в пединститут за компанию с подругой. Однако ребята, поступившие в зооветеринарный институт, переманили девушку к себе.
- Сейчас ребята поступают в вузы в 17 - 18 лет, а нам было уже по 20… На курсе семь человек были вчерашними солдатами, кто-то уже окончил техникум, отслужил в армии. Мы всё понимали, не хулиганили, были сознательными, - вступает в разговор Илья Иннокентьевич.
В те времена здания по улице Пушкина еще не было и студентам приходилось ходить на занятия из одного корпуса в другой.
- Филиалы были в трех местах: на Батарейке - ветеринарная лаборатория, на площади Революции, где сейчас здание «БинБанка», - кафедра растениеводства, на площади Советов - кафедра земледелия, - перечисляет Илья Иннокентьевич.
Анна Прокопьевна отмечает, что в 1957 году, когда они окончили институт, их чествовали в правительстве.
- Нас чествовали в здании Совмина, в большом зале. Мы были первыми профессиональными агрономами, - говорит Анна Прокопьевна.
Институт Трофимовы окончили, к слову, с красными дипломами.
От главного агронома МТС до начальника управления хлебной инспекции
Сразу после окончания института выпускники поженились и уехали трудиться в Большую Кудару.
- Тогда там была лучшая машинно-тракторная станция. Приняли нас хорошо. Я работал главным агрономом, жена – агрономом-диспетчером. Через полгода я стал директором МТС и проработал на этой должности год. Потом станция закрылась, и мы стали работать в колхозе «Путь к коммунизму» там же, в Большой Кударе, - рассказывает Илья Иннокентьевич.
Там супруги работали агрономами – супруг – главным агрономом, а Анна Прокопьевна - агрономом районного семеноводческого хозяйства.
- На базе райсемхоза было организовано семеноводческое производство, там готовили семена для всего района, - подчеркивает Анна Прокопьевна.
После Большой Кудары было еще несколько переездов. В начале 60-х Илья Иннокентьевич стал председателем Баргузинского райисполкома. В 1962 году его направили учиться в Высшую партшколу в Новосибирск. Там он стал слушателем, а Анна Прокопьевна - научным сотрудником на кафедре экономики. В Новосибирске они провели два года, причем никто из студентов и преподавателей не догадывался, что они супруги.
- Двухгодичные курсы я окончил с отличием, предлагали остаться там работать, но обком партии вызвал меня в республику. Назначили главным агрономом в Минсельхозе, где проработал почти пять лет. Затем направили председателем Хоринского райисполкома, а в 1972 году организовалось объединение совхозов при Министерстве сельского хозяйства. И там я стал замначальника. Проработал почти 5,5 лет. Потом объединение совхозов ликвидировали. В 1976 году меня назначили начальником управления хлебной инспекцией. Отдал этой работе почти 27 лет, - перечисляет свои трудовые вехи заслуженный агроном Бурятии.
«Не наказывать, а направлять»
Илья Иннокентьевич говорит, что последняя работа была очень ответственной.
- Раньше государственная хлебная инспекция была при Министерстве хлебопродуктов. В 1976 году она стала подчиняться непосредственно правительству, стала равносильной министерству. Мы вели тесную работу с предприятиями. У нас была полная власть – вплоть до остановки работы и закрытия производства. Но я считал, что людей нужно не наказывать, а обучать, - вспоминает агроном.
По словам агронома, на хлебокомбинате всегда был запас в 28 тысяч тонн зерна. Что интересно, в те времена, как и сейчас, своего зерна республике не хватало и приходилось закупать в Алтайском крае. На пенсию Илья Иннокентьевич ушел в 70 лет, но дело всей своей жизни еще долго не бросал.
- После распада СССР стали появляться частные хлебопекарни, и назрел вопрос объединения. Появилась Гильдия пекарей. Тогда там состояло более 20 организаций, которые занимались хлебом. Председателем стал директор «Бурятхлебпрома», который производил 70% хлеба во всей республике. Гильдия работает и сейчас, но в ней осталось 8 - 10 организаций и погоду она уже не делает, - объясняет наш собеседник.
При гильдии проводились обучающие семинары. Главные технологи предприятий рассказывали, как организуют рабочий процесс, где берут сырье, какие технологии используют. Перенимать опыт приезжали коллеги из сибирских регионов.
Чуть не переехал в Москву
В 1967 году в Бурятию из Москвы приехал министр сельского хозяйства.
- В кабинете у первого секретаря Бурятского обкома КПСС Модогоева мне предложили выехать в Москву. Я согласился, но задал вопрос о жилье. Мне сказали, что «это вопрос решаемый». Выехал в Москву, поселили нас с женой в поселке Косино, - вспоминает наш герой.
На новом месте Илья Иннокентьевич провел неделю и не выдержал условий: помимо их семьи, в комнате жили еще два человека.
- Пришел узнавать к начальнику насчет квартиры. Он мне сказал, что в течение года квартиру можно не ждать, я ведь был только главным агрономом, не начальником и не заместителем. Тогда я сказал, что на такое дело не согласен. Начальник повторил, что перспектив в получении отдельного жилья мало и чтобы я своим увольнением его не пугал. А зачем мне пугать? Я в приемной написал заявление и на следующий день уехал в Бурятию, - рассказывает агроном.
Сейчас у Ильи Иннокентьевича и Анны Прокопьевны четверо внуков и трое правнуков.
- За всю нашу жизнь мы ни разу не ссорились и не повышали голос друг на друга, - говорит Анна Прокопьевна.